Российские авиакомпании готовы вернуть иностранные лизинговые самолеты лессорам, но даже если захотят, сейчас вряд ли смогут вывезти из страны. Разрешение на каждый зарубежный вылет теперь нужно получать отдельно, а регулятор против расставания с флотом. Проблема должна быть решена до 28 марта.
Частные российские авиакомпании ведут переговоры с лессорами и выражают готовность вернуть флот. Согласно данным компании Cirium, на сегодня арендаторы уже вернули владельцам 79 «санкционных» самолетов, а 428 остаются в России и Беларуси. Это подтверждают представители лизингодателей.
«Компании верят, что есть жизнь после этого кризиса и делают все возможное, зная, что им еще понадобятся наши самолеты. Они проделали большую работу, пытаясь сохранить баланс и работать с нами в максимально возможном сотрудничестве», – цитирует издание Airline Weekly генерального директора Air Lease Corporation Джона Плюгера.
Эта компания сдавала в лизинг российским перевозчикам по разным данным 32-34 самолета. 14 из них эксплуатировала S7, 11 – Nordwind и 4 – ifly.
Ранее авиакомпания UTair также сообщила, что в соответствии с требованиями собственников-лизингодателей, заключенными контрактами, российским и международным законодательством вывела из эксплуатации 9 самолетов Boeing 737 NG.
Другие самолеты компания перевела в российский реестр.
«Utair выполняет полеты в строгом соответствии с российским и международным законодательством и, как всегда в своей практике, нарушений не допускает. Мы начали переводить самолеты в российский реестр еще в прошлом году и на сегодня закончили перевод всего флота, включая дальнемагистральные широкофюзеляжные Boeing 767. Имеющегося парка из 50 лайнеров в российской регистрации достаточно для бесперебойного авиационного обслуживания наших пассажиров и заказчиков», – объяснил президент «Utair-Пассажирские авиалинии» Олег Семенов.
По словам осведомленных источников, авиакомпания Royal Flight, которая остановила полеты одной из первых, перебазировала большую часть своего флота в аэропорты Турции, чтобы передать их лизингодателям.
Аналогичных действий со стороны авиакомпаний группы «Аэрофлот» (это сам «Аэрофлот», «Победа» и «Россия») западный бизнес не ожидает. В авиакомпании «Россия» «Вестнику АТОР» сказали, что в настоящее время ситуацию не комментируют.
Источники на российском рынке также подтверждают как факт ведения переговоров с лизингодателями, так и стремление отдельных перевозчиков вернуть «санкционный» флот владельцам.
Оно объяснимо, с одной стороны, тем, что новейшие самолеты в России все равно невозможно будет обслуживать «своими силами» в условиях санкций, а с другой – тем, что на фоне экономического кризиса эксперты не ожидают бума внутренних перевозок – компаниям потребуется значительно меньше провозных мощностей в этом сезоне.
Вместе с тем отраслевые регуляторы – Минтранс и Росавиация – не одобряют стремлений авиакомпаний вернуть лизингодателям самолеты, говорят знакомые с ситуацией игроки рынка. Ведь это означает потерю значительной части авиафлота для страны.
И новые правила согласования зарубежных вылетов были написаны как раз для того, чтобы перевозчики не могли вывезти и отдать самолеты. Сложности с возвращением российских туристов из-за рубежа были лишь побочным эффектом такого решения.
Несмотря на то, что до момента принятия окончательного решения о судьбе лизингового флота осталась неделя – согласно предписанием собственников, самолеты должны быть возвращены до 28 марта – никаких подвижек в решении вопроса со стороны российских властей пока что (может быть, только внешне) не наблюдается.
Предсатвители министерства и федерального агенства от комментариев воздержались, но Минтрансе напомнили, что сегодня одной из основных задач остается перерегистрация самолетов в российский реестр и обеспечение безопасности полетов силами российских копманий.
И если поначалу то, как складывается ситуация, вызывало у зарубежных партнеров изрядную обеспокоенность, то, по свидетельствам Airline Weekly, с ходом времени опасения западного бизнеса на этот счет были признаны преувеличенными.
С одной стороны, на Россию, например, приходится только 5% портфеля крупнейшего из наших партнеров по лизингу – компании Aer Cap (152 самолета).
«Потеря российских активов приведет компанию к списанию активов на сумму 2,5 миллиарда долларов», – говорит аналитик J.P. Morgan Джейми Бейкер, называя первоначальную реакцию рынка «преувеличенной», а затраты арендодателей – «управляемыми».
С другой стороны, новую волну опасений среди лессоров вызвали поправки в Российский воздушный кодекс, которые многие российские, а за ними и иностранные СМИ ошибочно позиционировали как карт-бланш от президента на национализацию лизинговых самолетов. Хотя на самом деле закон лишь позволяет правительству принять на их счет решения, которого пока так и нет.
Отсутствие дальнейшего движения в сторону «национализации» и готовность частных российских перевозчиков к переговорам позволили зарубежным лессорам вздохнуть спокойнее, пишет зарубежная пресса.
«Если пандемия коронавируса была для нас землетрясением силой 8 баллов, то это – остаточные явления амплитудой 2,5 балла», – охарактеризовал ситуацию исполнительный директор Air Lease Corporation Стивен Удвар-Хази (StevenUdvar-Hazy).
Нашлись даже «позитивные» стороны. Теперь лессоры со спокойной совестью могут перепродавать самолеты, ранее предназначенные для российских заказчиков – то есть кто-то в мире обновит флот быстрее, чем ожидал, пишут зарубежные СМИ.
Уже ведутся переговоры о приобретении самолетов семейства Airbus A320neo и Boeing 737 Max, изначально предназначенных для российских операторов. А тот факт, что Россия если и отдаст самолеты, то не все, избавляет лессоров от необходимости решать проблему нового «трудоустройства» сразу 500 внезапно освободившихся самолетов.
Екатерина Тропова
Фото: pexels.com