Про деньги и не только. О мерах господдержки турагентского бизнеса и эффективности социальной рекламы

Многим памятна социальная реклама в поддержку «белых» зарплат, проводившаяся Пенсионным фондом России в докризисные времена. Эффективность этой кампании в силу отсутствия убедительных аргументов не была очевидной. Но сейчас у государства появился шанс исправить ситуацию.

Инструментом, способным убедить работников и предпринимателей в преимуществах «белой» зарплаты, может стать адресная поддержка тех секторов бизнеса, которые объективно оказались на грани разорения. Показательной является ситуация, сложившаяся в турагентском бизнесе.

С одной стороны, остановка на неопределённый (но уже очевидно, что достаточно продолжительный) период всей туристской деятельности, как в выездном, так и во внутреннем туризме привела к потере туристскими агентствами практически 100% доходов. В этих условиях возможности владельцев компаний сохранить рабочие места, даже при отказе от офисов и переходе на удалёнку, стремятся к нулю. Отсрочить конец в надежде на изменение рыночной ситуации могут немногие компании, обладающие некоторой финансовой подушкой.

С другой стороны, практикуемая в данном сегменте экономики непрозрачная система вознаграждения сотрудников не позволяет государству в полном объёме оценить степень угроз, возникших перед турагентским бизнесом. Не случайно неудачным оказался опыт проведения регулярного мониторинга состояния туристской отрасли, запущенный Ростуризмом 24 марта и отменённый неделю спустя.

Между тем, именно сейчас у государства появляется шанс, оказав поддержку пострадавшей отрасли, предъявить её субъектам аргументы в поддержку «белой» зарплаты, более весомые, чем в рекламе ПФР. Таким аргументом могли бы стать адресные выплаты (ежемесячные компенсации) предприятиям в размере одного МРОТ (возможно, и в половину МРОТ) за каждого официально оформленного на полный рабочий день сотрудника.

Введением такой меры поддержки государство решало бы сразу несколько задач:

- предприятия турагентского сектора (практически на 100% относящиеся к МСП) получили бы поддержку, реально способную удержать их на плаву, сохранив при этом кадры;

- в глобальном плане через сохранение рабочих мест сдержало бы взрывной рост безработицы в отрасли;

- и, наконец, работники и работодатели, предпочитающие зарплату в конвертах, может быть впервые на практике почувствовали бы преимущества «белых зарплат» и сохранили бы это ощущение в долгосрочной перспективе.

Стоимость такой меры при оценочном объёме российского туррынка  до 20 тысяч турагентств и среднесписочном штатном расписании в 3 человека составила бы порядка 730 млн рублей в месяц (или 365 млн при господдержке в половину МРОТ). Однако её убедительность была бы на несколько порядков выше, чем у рекламы ПФР. Что касается экономики вопроса, не исключено, что через некоторое время сопоставимые суммы государству придётся тратить на поддержку новых безработных.

Фото: Сибирский туристический портал

Другие новости по теме «Бизнес»

Май 26, 2020 - 17:59

Туристическое управление Таиланда (TAT) запустило проект «Виртуальный рынок туризма Таиланда».

 

Май 26, 2020 - 17:42

Общий объем сделок индустрии туризма и отдыха за апрель 2020 года на сумму $4,86 млрд был объявлен по всему миру, согласно базе данных сделок GlobalData.

 

Май 18, 2020 - 10:19

В поселок Териберка у Баренцева моря зимой съезжались тысячи туристов из Китая и других дальних стран («Огонек» рассказывал об этом феномене подробно в № 50 за 2019 год). Как сейчас переживает пандемию опустевший центр азиатского притяжения в Русской Арктике?

 

Май 15, 2020 - 15:43

Туристический проект «ОнегаStory» направлен на развитие культурно-познавательного, активного и креативного отдыха на Белом море.