Про всеобщее заблуждение по поводу применения фингарантий

Ситуация на туристическом рынке заставляет нас вновь и вновь напоминать о функциях фингарантий и о том, как действовать турагентствам и туристам, когда туроператор сообщает о невозможности исполнить свои обязательства или о приостановке деятельности. Поводом для очередной консультации стали сообщения о том, что «Объединенная страховая компания» отказывается принимать документы на возмещение от клиентов «Астравела», ссылаясь на то, что выплаты могут быть только в случае объявления оператором о банкротстве. По просьбе RATA-news разъяснения дает руководитель юридического отдела компании «Персона Грата» Ольга Плещук.

- В случае, если туроператор не сообщает официально о приостановке деятельности, а только информирует своих турагентов о неисполнении обязательств по конкретным заявкам, то закон «Об основах туристской деятельности в РФ» закрепляет за туристами право требовать выплаты компенсации причиненного им ущерба в рамках договора страхования ответственности туроператора. Финансовое обеспечение гарантирует каждому туристу возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации турпродукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором, а также выплату денежных средств в счет возмещения реального ущерба, в том числе расходов, понесенных туристом в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания.

Факт неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации турпродукта, а также отказ от возмещения туристу причиненного своими действиями реального ущерба является прямым основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора.

К нарушениям договор о реализации турпродукта относится:

- неисполнение обязательств по оказанию входящих в турпродукт услуг по перевозке и (или) размещению;

- наличие в турпродукте существенных недостатков, включая нарушения требований к качеству и безопасности.

В этих случаях возникает обязанность страховщика выплатить возмещение по письменному требованию туриста и в соответствии с договором страхования ответственности туроператора.

Кстати, заметим, что в отраслевом законе вообще нет понятия «приостановка деятельности». А есть «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта» (ст. 4.1).

В случае, когда туроператор сообщает о невозможности исполнить обязательства по договорам о реализации турпродукта или приостанавливает деятельность, турагентам необходимо сделать следующее:

1. Установить туристов, которые находятся за границей, попытаться связаться с ними (их родственниками) и сообщить о возможности воспользоваться экстренной помощью ассоциации «Турпомощь» по эвакуации на родину (предоставить необходимые контакты).

Туристы могут оплатить перелет за свой счет, а по возвращении домой направить в страховую компанию письменное требование о выплате денежной суммы в размере понесенных убытков.

2. Сообщить туристам (желательно письменно), которые еще не отправились в путешествие, что туроператор не может исполнить взятые на себя обязательства. В связи с этим предложить им поездку на иных условиях (в зависимости от того, была ли часть услуг оплачена или нет) или направить в страховую компанию письменное требование о выплате страхового возмещения. Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» не указывает обязательным условием для признания страхового случая объявление туроператора о банкротстве или приостановке деятельности. Достаточно факта неисполнения своих обязательств как в целом, так и неисполнения конкретного договора с туристом.

3. Оказывать туристам помощь в сборе документов для подачи в страховую компанию, осуществлять информационную поддержку.

4. Решить вопрос возврата клиентам своего вознаграждения. Отраслевой закон не обязывает турагента возвращать туристу свое вознаграждение при наступлении страхового случая. Но закон «О защите прав потребителей» обязывает исполнителя вернуть денежные средства потребителю за вычетом фактически понесенных расходов в случае отказа последнего от исполнения договора. Таким образом, турагенту следует самостоятельно определить, подлежит ли возврату вознаграждение или нет. Выводы необходимо делать в зависимости от наличия или отсутствия мотивированной претензии туристов, их настроя на судебные тяжбы, а также общей суммы причиненного ущерба туристам.

5. Опять же, исходя из конкретной ситуации, рекомендуется предложить туристам заключить соглашение о досудебном урегулировании претензий на выгодных для обеих сторон условиях. В случае если турагент получил претензию от туристов или исковое заявление, следует, как минимум воспользоваться юридической консультацией, а не пускать дело на самотек или пытаться решить вопрос (особенно если уже есть исковое заявление) своими силами. Минимизировать свои расходы проще на досудебной стадии и юридически ориентируясь в сложившейся ситуации.

Особые рекомендации – в связи с отказом большинства страховых компаний продлевать или вновь оформлять договоры страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, иными словами – предоставлять фингарантии. «Персона Грата» рекомендует турагентам обратить внимание на заключенные с туроператорами договора с точки зрения актуальности содержащейся в них информации – о наименовании туроператора, об адресе (место нахождения), почтовом адресе, о реестровом номере, о размере финансового обеспечения, номере, дате и сроке действия договора страхования ответственности туроператора, о наименовании, адресе (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение. Соответствие содержащейся в договоре информации реальным данным можно проверить на официальном сайте Ростуризма в разделе «Реестр туроператоров».

У многих туроператоров заканчивается действие договоров страхования гражданской ответственности в марте 2015 года. Финансовое обеспечение на новый срок должно быть получено туроператором не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения.

Соответственно, если туроператор не сможет заключить договор страхования на новый срок, Ростуризм исключит его из реестра.

Если турагент предоставит туристу недостоверную информацию о туроператоре по договору о реализации турпродукта, он может подлежать гражданской и (или) административной ответственности.

http://ratanews.ru/news/news_26122014_3.stm

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».