Туроператоры констатируют спад продаж туров за рубеж в последние 10 дней на 10-15% из-за резкого роста курсов доллара и евро к рублю. Это показал опрос, проведенный корреспондентом РИА.Туризм. "Поскольку оплата производится в рублях по текущему курсу, соответственно, стоимость турпакетов изменилась прямо пропорционально изменению курсов евро и доллара к рублю. Спрос сократился на 10-15%, но это касается в основном бронирований туров на дальние даты, на ближайшие даты продажи идут в плановом режиме", - рассказала пиар-директор компании Tez Tour Марина Макаркова. По ее словам, туристы ждут ясности с дальнейшим поведением рубля на валютном рынке. "Спад продаж в последние 10 дней составляет как минимум 15% по сравнению с обычным для начала июня уровнем. Причем я думаю, что это связано не с тем, что люди передумали ехать, а с тем, что на фоне растущих курсов евро и доллара они решили переждать и посмотреть, куда все движется", - согласен с коллегой генеральный директор НТК "Интурист" Виктор Тополкараев. Он отметил, что на долларовых направлениях спад более выражен, чем в тех странах, где цены рассчитаны в евро. "В Египте спад бронирований особенно заметен, так как на скачки курса наложилась политическая ситуация и ожидание второго тура выборов. В этой связи Египет также бронируется хуже, чем прошлым летом и чем он мог бы быть с учетом цен на этом направлении. У Турции другая проблема. Отели в этом году подняли цены, и в начале июня, когда закончились акции раннего бронирования и майские спецпредложения, тоже довольно ощутимо выросла стоимость пакетов, и это совпало с ростом курса доллара", - рассказал Тополкараев. По его словам, туры в страны еврозоны бронируются заметно лучше. "С продажами Италии, несмотря на землетрясения, у нас нет проблем. Болгария, Испания и Хорватия также чувствуют себя неплохо. Проседают Турция, Египет и Тунис. Мы надеемся, что это кратковременно. Проблема даже не в том, чтобы курс вернулся на прежний уровень, а в том, чтобы он стал стабильным. Нервозность и падение продаж связано именно с резкими скачками, когда люди перестают понимать текущую ситуацию. Многие даже аннулируют поездки, чтобы сохранить деньги", - считает глава "Интуриста". Генеральный директор агентства "Симбирская туристическая компания" из Ульяновска Ольга Терехина также отмечает, что продажи упали на 10-15%. "Но некоторые туроператоры из-за спада продаж предлагают даже скидки. Например, "Пегас Туристик" на вылеты из Ульяновска 8 июня снизил цены в долларовом эквиваленте - вероятно, нужно рейс продавать. Если бы не скачок курса, туры бы раскупили, как раскупали предыдущие майские даты до подорожания валют. В июне же туристы хотят купить горящую путевку, а не получается - цена подскочила. Часть туристов соглашаются на менее комфортные условия: например, на четыре звезды вместо пяти, многие выжидают. Я слежу за курсом доллара и стараюсь сориентировать туристов: дороже будет завтра тур или, наоборот, удастся сэкономить. И, конечно, мы рекомендуем оплачивать полную стоимость сразу, и сами переводим деньги операторам день в день", - рассказала она. В то же время в агентстве "Эльдорадо-тур" спад продаж оценили в 20-30%. Там сообщили, что туристы звонят, узнают цены, но бронирования откладывают. "Небольшая часть туристов переориентируется на направления, где цены в евро, но те, кто любит Турцию или давно мечтал об экзотике (где оплата, как правило, также в долларах) все равно отдают предпочтение этим направлениям. Кроме того, если сравнить Турцию и Европу, то Турция все-таки предлагает инфраструктуру для детей, "все включено" - в Европе это не всегда можно найти", - рассказала старший специалист по развитию и продажам компании Марина Попова. Курс рубля относительно доллара на прошлой неделе обвалился на 6%, последовательно сдав рубежи сначала в 32 рубля, затем в 33 и 34 рубля за доллар на фоне дешевеющей нефти и внешнего негатива. Однако уже в понедельник рубль впервые за девять дней продемонстрировал укрепление и к доллару и к евро, а по итогам торгов среды курс доллара упал до 32,7 рублей, евро - до 40,95 рубля.