Автором и разработчиком программы под названием «Арктическая образовательная экосистема» выступает Центр Арктических исследований и проектов РАНХиГС Санкт-Петербург.
Главная цель проекта — через раннюю профориентацию школьников готовить специалистов, владеющих современными цифровыми компетенциями, способных в будущем обеспечить устойчивое опережающее развитие Арктической зоны РФ.
Программа рассчитана и на воспитанников детского сада, и на школьников и на студентов. Наставниками будущих инженеров выступают специалисты-профессионалы.
Как рассказал разработчик проекта, заместитель директора Центра Арктических исследований и проектов РАНХиГС Санкт-Петербург, доцент Сергей Кренц, программа объединяет целую сеть образовательных, научно-исследовательских, культурных организаций, а также организаций реального сектора экономики для подготовки специалистов качественно нового уровня. «Ранняя профориентация должна оказать существенное влияние на выбор жизненного пути молодёжи, мотивировать к осознанному профессиональному выбору. И самое главное, что наша идея пришлась по душе ребятам. Так в начале года в гимназии № 642 «Земля и Вселенная» мы открыли специализированные группы в составе инженерно-технологических классов. Тридцать ребят стали полноправными участниками совместных школьно-студенческих мероприятий, знаковых проектов, реализуемых в российской Арктике, а также побывали на судах учебно-научного флота Арктической зоны. По окончании 11 класса они получат возможность продолжить обучение на соответствующих направлениях в вузах-партнёрах. С 1 сентября 2023 года такая возможность появится и у других школьников, поскольку мы запланировали открытие уже полноценных профильных классов», — подчеркнул Сергей Кренц.
В школьных технопарках «Кванториумах» проходят занятия по девяти направлениям. В их числе биологический и нейротехнологий, физический и альтернативной энергетики, технологический и 3D-моделирования, химический и нанотехнологий, геоинформационных технологий и аэротехнологий, робототехники и программирования роботов. В целом Арктическая образовательная экосистема в Петербурге насчитывает порядка 20 партнёров, в числе школы и лицеи, ведущие колледжи и вузы. Возможность получить знания по приоритетным направлениям есть у тысячи детей и подростков.
По мнению Сергея Кренца, интерес и внимание к Арктике будет неуклонно расти. Решение социальных, экономических, инфраструктурных задач в этом важнейшем регионе, реализация здесь масштабных инвестиционных проектов остаётся приоритетом. Об этом неоднократно подчеркивал Президент. По его поручению в девяти регионах страны с 6 по 7 апреля проводится крупное межведомственное учение «Безопасная Арктика — 2023». Участие в нём принимают 21 федеральный орган исполнительной власти, 2 госкорпорации и 11 организаций, а также почти 40 представителей из 13 стран.
В рамках учения оттачиваются практические действия участников аварийного реагирования по защите персонала, населения и окружающей среды. «Сегодня, на практике апробированы возможности работы в условиях Арктики робототехнических комплексов типа глайдер для мониторинга радиационных опасностей на акватории и программно-аппаратного комплекса для мониторинга движения радиоактивного облака и прогнозирования зоны возможного радиационного заражения при ликвидации чрезвычайной ситуации. Испробованы технологии мониторинга целостности подводной части судна при помощи буксировщиков с применением видео фиксации и беспроводной передачи информации по wi-fi. Это совместная разработка отечественных производителей и ученых Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Уверен, в скором времени новых технологических открытий в этом направлении станет больше. Мы над уже работаем», — заключил эксперт РАНХиГС Санкт-Петербург Сергей Кренц.
Фото sanktpeterburg.bezformata.com