Специальные зоны, которые государство определило под развитие игорного бизнеса, не окупают расходов на их создание, заявляет Счетная палата Российской Федерации. Бизнес не удивлен: создание игорных зон было политическим решением, экономическая составляющая в расчет не бралась. К тому же в действующем законодательстве нашлось немало лазеек для недобросовестных предпринимателей, решивших перейти на нелегальное положение. Продолжили… в том или ином виде. По данным Счетной палаты, на организацию игорных зон государством было выделено больше 1,4 миллиарда рублей, но налоговые поступления окупают расходы лишь на 7%. Это, впрочем, неудивительно, если учесть, что из четырех запланированных к открытию игорных зон заработала только одна – "Азов-Сити", где действуют только два казино. Аудиторам Счетной палаты остается лишь развести руками: "Эффективность расходования государственных средств в размере более 1,4 миллиарда рублей на создание игорной зоны "Азов-Сити" стремится к отрицательным значениям". Между тем времени для организации игорного бизнеса у чиновников и предпринимателей было достаточно: федеральный закон №244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", запрещающий с 1 июля 2009 года азартные игры везде, кроме специально отведенных для этого зон, был принят еще в 2006 году. Но вместо переноса игровых клубов и казино предприниматели предпочли либо свернуть бизнес, либо продолжить его нелегально. Благо наказание за нарушение было более чем мягким – за первый случай штраф в размере 40-50 тысяч рублей. Для хозяина зала игровых автоматов такая сумма – мелочь. А лазейки в законе позволяли работать почти легально. Например, можно было существовать под видом клуба спортивного покера. Но проще и дешевле открыть интернет-казино – нужно лишь зарегистрировать на одном из зарубежных доменов сайт, на котором все желающие смогут сыграть в виртуальную рулетку или виртуальный покер. Ставки могут переводиться с кредитной карты игрока или через систему онлайн-платежей. Правоохранительные органы отмечали, что после введения запрета на азартные игры количество компьютерных клубов в столице выросло примерно в полтора раза. В начале 2010 года участники рынка неофициально признавали, что до 90% игровых заведений в столице продолжили работу в том или ином виде. Игрок стал уходить. Но спортивный покер и виртуальные казино – скорее изыски для игроков-интеллектуалов. Многочисленные клубы игровых автоматов просто сменили вывески. "Положения этого закона (ФЗ 244) не распространяются на деятельность лотерей и бирж, – поясняет вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса Владимир Илюшин. – Тогда некоторые организаторы обратили внимание на закон о лотереях, где есть формулировки, которые можно трактовать как угодно. Например, формулировка "лотерейное оборудование" никак не конкретизируется и не регламентируется, специальных требований к лотерейному оборудованию до сих пор нет". Вот и превратились многочисленные клубы игровых автоматов в не менее многочисленные клубы мгновенных лотерей. Ситуация, по мнению экспертов, резко изменилась после того, как летом 2011-го была введена уголовная ответственность за организацию подпольных казино. "Сейчас принято очень жесткое уголовное законодательство – за ведение нелегального игорного бизнеса человек может быть осужден на шесть лет заключения, – говорит президент компании "Лотереи Москвы" Игорь Динес. – Эта угроза останавливает многие горячие головы. Поэтому разгула игорного бизнеса в той мере, как это было, уже нет и не будет". Тем более, признает эксперт, после того, как игорный бизнес стал нелегальным, "из него стал уходить игрок". "Количество людей, которые хотят и готовы играть, кратно меньше по сравнению с тем, что было пять лет назад", – отмечает Динес. Лучше никак, чем кое-как. Сужение пространства для нелегального бизнеса не увеличило интерес предпринимателей к легальным игорным зонам. Основных причин две: проблема доступности и правила игры. Игорные заведения предлагается строить в Алтайском, Приморском и Краснодарском краях и в Калининградской области, причем в незаселенных местах, где полностью отсутствует какая-либо инфраструктура, включая транспортную. Понятно, что хозяин 10 привокзальных автоматов туда не поедет, да и хозяин столичного казино тоже – денег не хватит. "Игорные зоны делались для того чтобы привлечь крупных инвесторов, которые построят город развлечения, с детскими парками, шопингом, концертными площадками и казино", – говорит президент Национальной ассоциации букмекеров Олег Журавский. Такие инвесторы, правда, не в России, а за рубежом, по его словам, есть. Но на их пути стоят положения все того же ФЗ 244. Ясно, что создание крупного центра развлечений требует огромных вложений на много лет вперед. "А в законе сказано, что земля сдается в аренду на 10 лет, а что будет потом – неизвестно, – делится опасениями Владимир Илюшин. – Например, южная зона, которая состояла из двух областей – Краснодарского края и Ростовской области. Последнюю уже исключили, а представьте, что люди там что-то начали делать". Кроме того, согласно закону, участок в игорной зоне может приобрести любой предприниматель, и крупные инвесторы опасаются, что плодами их трудов воспользуются конкуренты помельче. "Приходит инвестор, который готов вложить 5 миллиардов долларов в игорную зону, построить комплекс развлечений, курорт, а рядом открывается шашлычная и в ней стоят пять игровых автоматов, рядом открывается шатер, в котором стоят две рулетки. Скажите, крупный инвестор будет вкладываться в такие проекты?" – задает риторический вопрос Журавский. Лучше здесь, чем в Монте-Карло. Однако несмотря на все недостатки идеи игорных зон, участники рынка считают, что отказываться от нее уже не стоит. Крутое изменение концепции может окончательно отпугнуть и потенциальных инвесторов, и игроков. Нужно лишь внести коррективы, которые сделали бы эти проекты коммерчески привлекательными. "Первый вопрос – это перенос игорных зон в те места, куда люди будут инвестировать деньги, – делится соображениями Журавский. – Понятно, что строить игорную зону на границе Ростовской области и Ставропольского края нельзя". Зато решение о переносе игорной зоны в Анапу, по словам Журавского, сразу вызвало всплеск интереса со стороны инвесторов. Идеальным вариантом (в возможность реализации которого, правда, представители игорного бизнеса верят слабо) было бы появление игорной зоны под Москвой. "Я ратую за появление зоны около Москвы, где можно было бы открыть одно-два крупных казино, – рассуждает Игорь Динес. - От этого выиграют все: город, потому что будет получать значительные налоги, игроки, которые хотят играть. В Москве есть большое количество людей с деньгами, которые готовы эти деньги проигрывать. Пусть они лучше проиграют эти деньги здесь, чем в Монте-Карло". Еще участники рынка призывают внимательно присмотреться к олимпийским объектам, создаваемым к зимним Играм 2014 года. "Главная проблема, которую не решили нигде, это проблема последующего использования олимпийских объектов, – считает Динес. – Открытие там (в Сочи) игорной зоны было бы выходом для всех".