За 2018 год в среднем выездной турпоток выйдет «в ноль» - в основном по причине провала сезона практически на всех европейских направлениях. Такой прогноз озвучил на пресс-конференции в четверг гендиректор туроператора «Интурист» Виктор Тополкараев.
По его словам, успешный 2017 год и весенние темпы роста ранних бронирований обеспечили игрокам рынка необоснованные ожидания, которые не выдержали столкновения с непредсказуемой реальностью – в первую очередь, скачков курса рубля и роста цен. Именно это и оказалось причиной основных проблем на туристическом рынке.
Впрочем, «Интурист» заканчивает сезон с приростом - в том числе по выездному турпотоку. А Россия по-прежнему дает турпоток и его прирост в большем объёме, чем европейские направления. Чем и остается интересна для зарубежных крупных игроков, таких как Thomas Cook.
«Для понимания тенденций нынешнего сезона необходимо сначала рассмотреть предыдущий сезон. 2017 год был успешным для туррынка, с ростом по всем направлениям. Туроператоры имели основания рассчитывать, что так продлится и дальше, тем более, что результаты раннего бронирования также создавали очень позитивный фон - с приростом от 1.5 до 3 раз в зависимости от направления. Соответственно, программы туроператоры планировали с приростом к прошлому году. Так продолжалось до мая, когда, в связи с ростом курса валют, продажи резко просели», - рассказал Виктор Тополкараев. Падение рубля усугубили такие факторы, как Чемпионат мира, оттянувший на себя не только болельщиков, но и значительное количество «наиболее платежеспособного населения», занятого, в том числе, на обслуживании чемпионата – речь идет, например, о чиновниках различных ведомств. А также свою роль сыграло возвращение на привычные массовые направления – такие как Тунис и Турция – практически всех европейских туристов, что спровоцировало резкое сокращение спецпредложений для российского рынка.
«Спад выездных программ продолжался с июня по июль. Соответственно, туроператорам пришлось сильно сокращать программы. Продажи начали возвращаться только к августу, но цены уже сильно выросли. Для сезона также была характерна крайне низкая глубина продаж, большой объем горящих туров и демпинговых предложений, маржинальность соответственно оказалась очень низкой», - пояснил Виктор Тополкараев.
Тем не менее, по словам эксперта, «Интурист» сумел закончить сезон значительно лучше, чем в среднем по рынку, с прибылью даже на европейских направлениях. «В среднем по выездным турам рынок завершит год с результатом по объемам «плюс-минус ноль». У «Интуриста» результат равен +24%. Например, по единственному выросшему направлению, Турции, в целом рынок подрос на 15%, у «Интуриста» - на 40%. Мы заняли первое место по Даламану и оказались на четвертом месте в Анталии, что очень хороший результат для туроператора не с турецкими корнями», - подчеркнул Виктор Тополкараев. По «провальным» для рынка в целом направлениям также неплохой результат: Греция, у которой в среднем по рынку -15% дала «Интуристу» результат +15%, Болгария «провалившаяся» еще больше – на 20%, показала у «Интуриста» +5% и т.д. Соответственно, внутренний туризм прирос в среднем по рынку на +7%, а у «Интуриста» рост турпотока достиг +15%.
Такой результат, по словам руководителя «Интуриста», достигается в первую очередь за счет «грамотного финансового и риск-менеджента». Кроме того, за счет активных переговоров «Интуристу» удалось удержать рост цен на туры на значительно меньшем уровне, чем курс валют – в среднем, они подросли примерно на 5%, при этом на некоторых направлениях наблюдалось даже их снижение. В частности, -4% показали цены по России. Так, средняя стоимость на отдых в Сочи составила 17.8 тыс.; при этом в Крыму – 23 тыс. с подорожанием на 5% в основном за счет дорожающей перевозки. Цены на Анталию выросли с 39 тыс. до 41 тыс., показав увеличение на 5%. «При этом в среднем рубль упал на 15%, но за счет переговоров нам удалось нивелировать падение курса», - подчеркнул Виктор Тополкараев.
При этом российский рынок, несмотря на всю его специфику, продолжает расти быстрее традиционных европейских. Фактически из тех рынков, на которых работает Thomas Cook, по темпам роста Россию опережает только Китай – такую оценку озвучил присутствующий на пресс-конференции директор СП «Интурист - Thomas Cook» Чавдар Стоянов. По его словам, средний прирост в этом году на всех рынках компании (это практически все европейские страны) составил около 12%, в основном за счет возвращения европейцев на такие традиционные направления как Турция, Тунис и Египет. Всего в этом сезоне Thomas Cook «обслужил» 20 млн туристов, а его прибыль составила 280 млн.фунтов стерлингов (364 млн долларов).
Также «Интурист» представил планы и цены на зимний сезон. «Мы открываем зимнюю Турцию как доступное направление – в ноябре цена за человека составит около 15.2 тыс.рублей. Также среди наших предложений горнолыжные и экскурсионные туры, чартеры в Таиланд, Вьетнам, ОАЭ и другие дальнемагистральные пляжные направления. Также как индивидуальные «изюминки» мы предлагаем экзотические туры», - рассказал Виктор Тополкараев. Пока цены на новогодний Таиланд составляют в среднем около 45 тыс., в межсезонье – около 34 тыс; в ОАЭ – 44 тыс. на Новый год; а самая дорогая по средней цене горнолыжная Франция – 76 тыс. «Но скорее всего к новому году эти цены будут расти», - подчеркнул в завершении Виктор Тополкараев.
Фото: Турпром.ру