Ситуация на Ближнем Востоке и в целом в Арабском мире продолжает стремительно меняться, сильнейшим образом влияя на туристический расклад в регионе – «цветные» революции, начавшиеся в 2011 году, до сих пор эхом расходятся по Северной Африке, Аравийскому полуострову и региону Персидского залива.
Свои прогнозы по российскому туризму на Ближнем Востоке даёт известный специалист региона Георгий Леонтьев.
- Георгий, вас знают как большого специалиста и неутомимого промоутера ближневосточных стран, в первую очередь Омана. Вы даже одно время возглавляли Турофис этой страны в Москве. Однако он был закрыт. Так что же произошло тогда, два года назад? В чем были причины неожиданного ухода оманцев из России?
-Середина 2000-х ознаменовалась взрывом интереса авиакомпаний Ближнего и Среднего востока к московскому хабу. Удачный старт нацперевозчиков Дубаи, Абу-Даби и Катара не остался без внимания и в Маскате. Вдохновленные «российскими перспективами», оманцы анонсировали открытие рейса «Oman Air» в Москву, под это благое дело и открывался офис Министерства Туризма Омана. Стоит отметить, что конкурс был открытый, участники - компании и физические лица (и я в том числе) прибыли в Оман за свой счет и «защищали» свои проекты перед коллегией министерства. К тому времени я накопил багаж продавца Омана №1 на российском рынке. И я по сей день благодарен всем российским и оманским компаниям, кто поддержал мою кандидатуру.
Но работа на Оман не была безоблачной: несмотря на всемерную поддержку посольства Омана, многие бюрократические вопросы так и не были отрегулированы, что тормозило всю работу, а отмена рейсов «Oman Air» стала мощным анти-пиаром направлению. Вопреки сложившейся ситуации, трафик из РФ в Оман за 2.5-летний (2011-2013) период работы офиса стабильно рос на 36% в год, против отрицательной динамики или небольшого роста в других офисах. Количество публикаций о стране в сетевых и бумажных СМИ, в том числе бесплатных, выросло в разы, было проведено несколько удачных мероприятий, массовым тиражом вышел путеводитель по Оману, а в турах от минтуризма приняло участие около 25-30 ведущих туроператоров.
Однако «по головам» мы заметно отставали. Европейские страны давали от 9 до 40 тысяч прибытий в год каждая, но это на фоне регулярных прямых рейсов и чартеров, а также безвизового въезда. Россия же отправляла в Оман около 5000 человек в год на самом пике прибытий. Между странами не было и серьезного бизнес-трафика. Поэтому с закрытием программы рейсов и ужесточением визового оформления не было больших шансов на взрывной рост туризма. К чести Омана, свертывание программы продвижения прошло цивилизованно и корректно, контакты с Оманом не прервались, однако фактически полное исчезновение Омана с инфополя практически сразу сказалось на статистике.
- Как с вашей точки зрения кризисная ситуация в российском туризме отразилась на «арабском рынке» в широком смысле? Какова сейчас там ситуация с российским туризмом? На что могут ориентироваться данные направления?
- Можно сказать, Оман «вовремя» ушел - за полтора года до начала кардинальных изменений на выездном рынке России. Хотя рынок стран «второго арабского эшелона» (сюда я отношу Марокко, Иорданию и Оман) особенно не пострадал.
При этом в наименьшей степени пострадала Иордания, «пережившая» ещё до кризиса убыточные чартерные программы и «заточенная» позже туроператорами под регулярные рейсы, страна сейчас ориентируется на престижный траффик Мертвого моря (израильские отели не могут соперничать с Иорданией по качеству услуг ни в коей мере, профессионалы рынка понимают, о чем речь) и небольшие экскурсионные группы, плюс бизнес. С отсутствием прямого сообщения только Акаба как отдельное независимое направление потеряла свою привлекательность. Также свой вклад в общую статистику дают и короткие туры в Петру из Израиля и Египта. Иорданский клиент в основе своей остался на направлении. К «издержкам» последних лет можно считать разве что дефолт компании «Нексена», представлявшей интересы местного минтуризма в последние годы.
Напомню, что в самом начале 2011 года Управление по туризму Иордании неожиданно сменило представлявшую их шесть лет в России респектабельную британскую консалтинговую компанию «TMI» на никому неизвестную фирму «NeXeN». Многие игроки рынка тогда понадеялись на активизацию рекламной кампании Иордании. Однако «совместная работа» кончилась для туроператоров потерей денег . После чего JTB (Иорданское управление по туризму) и разорвало отношения с NeXeN.
Марокко также преимущественно ориентируется сейчас на индивидуальный туризм. Переход на безвизовый въезд, наличие качественного «контента» в стране и прямых рейсов 3 раза в неделю способствует в кризисный период «консервации» достигнутых высот. Дополнительный стимул направлению придаст программа на Агадир (по моей информации, туда полетит и чартер и регулярка «роялей» - «Royal Air Maroc»). Остается только пожелать удачи направлению и представителю Минтуризма Марокко г-ну Самиру!
- И как вы оцениваете перспективы этих стран в ближайшем сезоне?
- В сезон 2015-2016 вероятно как раз Оман, Иордания и Марокко заслужат особого внимания туристов и турагентов. Главное, что их объединяет: все три страны представляют собой уважаемые монархии, ведущие свой отсчет правящих династий с древних времен, и являющиеся экономическими и политическими медиаторами в своих субрегионах. Они одинаково ладят как с Востоком, так и с Западом, их отличает внутренняя стабильность и устойчивость к внешним воздействиям. Высококачественное «наполнение» стран достопримечательностями, вкупе с престижной перевозкой и легкость попадания, а также низкая вероятность террористических актов выводят эту тройку в особую группу стран повышенной надежности и привлекательности для туриста
- Однако помимо внутренних российских проблем для туризма на Ближнем Востоке существенны и внутренние проблемы региона – политическая нестабильность, конфликты... Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию в этом вопросе?
- «Трендом» остается исчезновение направлений с туристического небосклона как российского так и мирового. Пережившие короткий туристический ренессанс Ливия, Ирак и Сирия - полностью вычеркнуты на годы с туристической карты. Весьма в сложном положении находится Ливан, раздираемый внутренними противоречиями и внешним давлением. Египет за пределами туристических анклавов у моря, а также Судан, страны Сахеля, Йемен, Пакистан и многие другие направления можно записывать в «Красную книгу туризма» - существование целых направлений под большим вопросом.
Вместе с тем как и ушедшие страны, этот продукт - целые пласты, культурные и цивилизационные. К примеру, путешествие в Алжирскую или Ливийскую Сахару - это просто уникальный продукт, как «путешествие на Луну» - это необычный вояж с туарегами вглубь тысячелетий. Пока это чудо ещё доступно в Алжире за сумму чуть больше тысячи евро (с перелетом), но кто знает, что случится там через год или два. И таких продуктов много. Многие туристы, побывавшие со мной в этих странах, хорошо понимают, насколько уникален был их опыт погружения в аутентичную восточную действительность.
Впрочем, возможно и обратное «возвращение» стран в сонм доступных, Так, на берлинской выставке ITB в ходе переговоров с представителями тубизнеса Катара появилась надежда на возвращение страны в список доступных для российского туриста, Как известно, уже 2 года это самая недоступная страна мира для россиян. Катарскую визу российским туристам получить было всегда нелегко, а с последних месяцев 2014 это стало просто невозможным. Практически все группы, желающие посетить данное государство, не получили визы.
По каждой стране хочется поговорить в отдельности, но особенно больно видеть уход Йемена, настоящего «Тибета Арабского мира», место моей первой работы в 1991 году. В дальнейшем удалось посетить эту страну неоднократно с группами туристов и съемочной группой «Их нравов». Сейчас страна погружена в череду междоусобиц. Шансов на мирное разрешение череды внутренних конфликтов немного, но если позитивный сдвиг произойдет, именно туда надо ехать, именно там настоящий туризм неизведанного. Одна Сокотра чего стоит! Но пока надежд мало. Слава Аллаху влияние ситуация в Йемене на туризм в соседних ОАЭ и Оман не оказывает.
- И как такая ситуация сказывается на туроператорах? Насколько и как выживают сейчас те, кто предлагали «экзотические» направления и туры?
- Естественно, уходят не только страны, но и нишевые туроператоры, работающие с редкими и очень редкими странами. Ошибочная бизнес-схема предусматривала вечное развитие рынка, непрекращающийся позитивный сценарий роста. Особенно не повезло туроператорам со словом «ветер» в названии. Для всех неожиданностью стал скандал с питерским «Ветром странствий», прямо детективная история с побегом директора, которая 15 августа неожиданно для коллектива «внезапно» скрылась в неизвестном направлении. Позже она мотивировала данный поступок лечением нервного срыва из-за финансового краха компании. Еще один, на этот раз «веселый ветер» выставил свой сайт и офис на продажу.
Сейчас экспедиционный туризм и туризм сверх-экзотики работает на 95% в сером сегменте под вывеской «клубов», «компаний единомышленников», фотоклубов, инициатив частных лиц и т.д. Есть потрясающие проекты, которые делаются красиво красивыми людьми, к примеру «Паганели», но все эти проекты не предполагают участия сторонних игроков рынка, только прямые продажи с собственных площадок и соцсетей «мимо» действующих правил: «поиск попутчика в тур» и т.п.. Можно сказать, одновременно с «классикой туризма» существует и параллельная вселенная туризма креативных людей. Турфирмам остается лишь смириться с действительностью, ведь фактически доверия к организованному туризму сейчас почти нет.
Если обобщить, то я глубоко убежден, что «сверх-экзотика» всегда останется востребованным продуктом. Да и в целом «направление на Восток» (в широком смысле слова) сейчас наиболее приоритетное для российского туризма.
- И последний вопрос – а каковы лично ваши планы по дальнейшей работе на туррынке?
- Сейчас я возглавляю «арабско-африканское» направление в специализированной представительской компании OrientalTradeMarketing. Данный проект направлен, прежде всего, на страны Азии и Африки. После существенной просадки ряда европейских направлений, рынки этих стран наиболее перспективны для российских туристов. Мы работаем на конечный результат, на рост продаж и на увеличение узнаваемости представляемых нами направлений. Зная свои возможности и реалии рынка, легко общаться с поставщиками. Думаю, что в ближайшее время мы сможем официально объявить о новых направлениях и объектах, которые мы представляем в РФ.
Также параллельно занимаюсь нетуристической деятельностью: по договору работаю с одним из инвестбанков, работающим в арабском мире, начал торговый «стартап».