Прощание с туроперейтингом. Дыры в законодательстве вынуждают туроператоров заниматься "иной деятельностью"

Туроператоры по выездному туризму всё чаще вынуждены искать новые формы существования. Из-за того, что крупные страховые компании массово отказываются от страхования туристского бизнеса или взвинчивают цены, институт «Турпомощи» представляется дорогим, но при этом малоэффективным инструментом, а в новом законопроекте обсуждаются дополнительные финансовые нагрузки на выездных туроператоров, региональные туркомпании массово отказываются от туроператорского статуса.

Разобраться в вопросе, как и на каких правовых основаниях работать дальше, пытались участники бизнес-завтрака, организованного новосибирским экс-туроператором «Гран-Тур». Сегодня тенденция такова, что многие турагентства предпочитают сами бронировать билеты, растёт и число самостоятельных туристов, которые обращаются в турфирмы только за наземным обслуживанием. «Но самое главное – это бессмысленность «Турпомощи». Чтобы получить деньги из этого фонда, мы должны обанкротиться, но мы ничего для этого не делаем. И мы поняли, что последние два года совершенно напрасно оформляли фингантии», - объяснила причины выхода из Единого федерального реестра туроператоров Ольга Тимохина, исполнительный директор БП «Гран-Тур».

Сегодня компания имеет большой опыт работы, надёжных партнёров и может организовать тур в любую точку мира. Вопрос в том, имеет ли она право предлагать свои услуги туристам и агентам? По словам Ольги Тимохиной, после консультации с юристом, было принято решение, что компания может заниматься подобного рода деятельностью. Кстати, тот факт, что обращение бывших туроператоров к юристам за разработкой актуального пакета документов является современной тенденцией, а не единичным случаем, на правовом семинаре РОСТ Сибири, состоявшемся на прошлой неделе, заявлял и приглашённый юрист Андрей Ветошкин. При этом многие федеральные туроператоры, не рискуя отказаться от своего статуса полностью, уменьшают размер фингарантий. И этот факт, по мнению Олега Тимохина, директора БП «Гран-Тур», ещё раз доказывает, что для всех участников рынка очевидна бессмысленность института ФГ.

После того, как компания выходит из туроператорского реестра, она имеет возможность продавать турпродукты других туроператров. По оценке Ольги Тимохиной, бронированием только готовых турпакетов занимаются до 70% всех турагентств, по сути являющихся точками продаж. Именно этот сегмент сегодня регулируют закон «Об основах туристской деятельности в РФ», «Правила оказания услуг реализации туристского продукта» и «Правила экстренной эвакуации туристов».

Однако, согласно определению из отраслевого законодательства, туристской деятельностью признаются «туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий». Так как турпродуктом, по определению, называться комплекс услуг, включающий перевозку из России/в Россию, то услуги по бронированию гостиниц, экскурсий, автомобилей и так далее, а также информационные услуги попадают в категорию иная (даже не турагентская!) деятельность, считает Ольга Тимохина. Данная деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ, законом «О защите прав потребителей» и ГОСТом Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования». Таким образом, компании имеют право продолжать работать, не выпадая из правового поля, пришли к выводу организаторы встречи.

По мнению Ольги Тимохиной, в случае продажи отдельных услуг наиболее удобен агентский договор, когда турфирма за вознаграждение от туриста обязуется подобрать и забронировать ему услуги, необходимые для совершения путешествия. Отношения между юридическими лицами призван регулировать новый договор на бронирование туруслуг. Такая схеме работы, при условии выделения суммы вознаграждения в договоре с туристом и выполнения своих обязательств турагентом, не лишает компанию своего заработка при отказе туриста от поездки.

Более того, Ольга Тимохина считает, что и за консультации по подбору индивидуальных туров турфирма тоже должна брать плату: по закону, турагент обязан бесплатно консультировать туриста лишь по готовому турпродукту. В «Гран-Туре» оказание платных информационных услуг практикуют не первый год. Путём проб и ошибок выработан наиболее удобный алгоритм такой, как тестирование клиентов на предмет выявления их потребностей и калькуляция бронирований различных услуг – гостиниц, паромов, автомобилей, гидов, экскурсий, ресторанов, концертов и так далее. Пока, данный вид деятельности никак не регулируется, отмечает Ольга Тимохина: «Но я выступаю за то, чтобы все услуги регулировались. С одной стороны, туристов нужно приучать к тому, что информационные услуги должны быть платными, с другой – кто будет оказывать эти услуги тоже важно».

Участники встречи считают поднятую тему весьма актуальной, хотя уже и не новой. «Мы работаем по этой схеме с крупными федеральными операторами, - говорит Наталья Пчельникова, директор турфирмы «Райзен плюс». - У всех есть туры без перелёта, то есть – туруслуги. Мы их берём у туроператоров, которые имеют финансовые гарантии, но эта категория продаж под финансовые гарантии не попадает, и вывозить туристов, купивших услуги, в случае банкротства туроператора «Турпомощь» не будет». Эксперт отмечает, что чартеров на рынке становится всё меньше, турбизнес уходит от пакетных туров и начинает всё больше продавать услуги. В данных условиях для агентства нет большой разницы, работать с официальным туроператором или просто юридическим лицом, оказывающим туристические услуги. Всё это лишь риски турагента по выбору партнёра.

http://www.sibtourport.ru/sti-info/news/sti/content/16484

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Ноябрь 5, 2024 - 17:22

Федеральная сеть DDX Fitness заключила соглашение с управляющей компанией Becar FM на обслуживание инженерных систем своего флагманского фитнес-клуба в Санкт-Петербурге.

 

Октябрь 15, 2024 - 12:40

На II Международном конгрессе туроператоров, который проходил в Минске, заявили, что в России растет черный рынок туроператоров: как стало известно корреспонденту «Известий», он превышает официальный приблизительно в три раза.

 

Сентябрь 24, 2024 - 04:09

Цифровая экосистема МТС и  МТС Travel, проанализировали летние бронирования туристического жилья для командировок в Петербурге.

 

Июль 11, 2024 - 15:06

Эксперты компании лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для индустрии, проанализировали спрос на отели за рубежом среди бизнес-туристов в первой половине 2024 года и выяснили, как изменилась география зарубежных командировок, какие индустрии путешествовали больше других, какие отели были популярны.