Операторы, работающие по Абхазии, единодушно оценивают нынешний сезон лучше, чем прошлогодний, который некоторые называли провальным. Как рассказал RATA-news начальник направления Абхазия и Украина компании «Астравел» Сергей Васин, все лето Абхазия продается неплохо, загрузка минимум на 5% лучше прошлогодней, а элитные пансионаты в августе заполнены на 100%. Сентябрь тоже активно бронируют, в первую очередь идут путевки в популярные пансионаты «Самшитовая роща», «Литфонд» и подобные объекты. «Партнеры повысили цены очень аккуратно, не более чем на 5%, а примерно половина здравниц оставила прежние расценки. На бархатный сезон у нас еще действует акция раннего бронирования, но скоро ее снимем – хорошо продаем и без скидок», – уточнил г-н Васин. Стоимость проживания в комфортабельном пансионате среднего класса обойдется от 1500 руб. в сутки. В Абхазии каждое лето появляются новые отели, например, недавно открылись Alex Beach Hotel 4* и пансионат «Лазурный берег» в Гаграх, гостиница «Грифон» в Новом Афоне, строятся достойные отели и в Сухуме. По-прежнему, с сожалением добавляет эксперт, крайне затратной остается авиаперевозка на черноморские курорты, стоимость билета эконом-класса Москва – Сочи – Москва доходит до 20-25 тыс. руб.: «Не сравнить даже с регулярными рейсами в большинство европейских стран.
Конечно, если брать билет за три месяца, можно найти и за 10 тыс. руб., но не все же могут определиться с отпуском заранее». Руководитель департамента внутреннего туризма и стран СНГ компании «Солвекс-Трэвэл» Сергей Стребков говорит о несомненном увеличении интереса туристов к Абхазии: «Пока сезон в разгаре, но все еще может поменяться. Сейчас мы видим 30% роста потока и глубину продаж до конца октября – начало ноября». Он объясняет положительную динамику адекватной ценой на абхазские объекты размещения. По его словам, на июнь некоторые здравницы повысили стоимость услуг, но быстро поняли, что могут проиграть более дальновидным конкурентам. «Снизив цены, они выровняли ситуацию, наверстав упущенное за счет продаж июля-августа», – пояснил г-н Стребков. Он уверен, что в ситуации, когда у туриста есть богатый выбор пляжных направлений, Абхазия может вырваться вперед только благодаря грамотному ценообразованию. Эксперт отметил, что даже при практически полной загрузке пансионатов ушли в прошлое проблемы овербукинга, от которого россияне страдали еще 4-5 лет назад. «Абхазцы отладили технологии, вся информация идет в электронном виде, в общем, местные объекты работают даже лучше, чем наши черноморские здравницы», – подчеркнул г-н Стребков.
«Наши продажи выросли в этом году на 20%, спрос очень хороший, могли бы и еще продавать, но мест уже нет – своих квот на объектах размещения мы не имеем», – сообщила заместитель генерального директора по развитию московского офиса компании «Кандагар» Жанна Маркелова. На рост продаж, по ее словам, повлияли оставшиеся почти без изменений цены, а также ситуация в Сочи, где, помимо настораживающей туристов олимпийской стройки, цены, напротив, выросли. Она не отмечает высокой глубины продаж, но туристы уже начинают бронировать бархатный сезон. «Наши клиенты предпочитают добираться в Абхазию поездом, это дешевле, чем самолетом. Сейчас купе стоит около 7 тыс. руб. в одну сторону, плацкарт – примерно 3,5 тыс. руб.», – рассказала г-жа Маркелова. Удачным считает сезон и генеральный директор компании «Рица-тур» Елены Лолуа. «Мы наблюдаем увеличение числа туристов из России примерно на 10% по сравнению с прошлым годом. Кстати, турпоток заметно прибавил после наводнения в Крымске, многие быстро переориентировались на Абхазию», – объяснила наша собеседница. Она уточнила, что всегда хорошо загружаются уже не первый год известные пансионаты «Сосновая роща», «Самшитовая роща», спрос на них даже увеличился в этом году.
По востребованным объектам цены подросли не более чем на 5%, большинство же пансионатов сохранило прошлогоднюю стоимость проживания. «В этот раз практически не возникло надобности в спецпредложениях, разве что по нескольким объектам, которые продавались чуть хуже остальных», – уточнила г-жа Лолуа. В компании «Алеан» нынешний сезон по Абхазии называют не иначе, как выдающимся. Заместитель генерального директора по договорной работе Дмитрий Попов связывает это, в первую очередь, с тем, что компания с этого года заключила прямые контракты со многими объектами размещения напрямую: «Мы выставили весьма достойные цены, и, если в 2011 г. через нас на абхазские курорты Абхазии выехало почти 3,5 тыс. туристов, то на сегодняшний день – уже более 8 тыс. Думаю, до конца года число туристов дойдет до 10 тысяч». Абхазия, убежден эксперт, с каждым годом меняется к лучшему, появляются новые гостиницы, возможно, не настолько емкие, как в Краснодарском крае, но хорошие по уровню сервиса. «Конечно, по сравнению с Крымом, например, республика вперед не вырывается, но уже догоняет по сервису, темпам развития и росту номерного фонда. Абхазия будет лидировать в ближайшие два-три года», – уверен г-н Попов.