Розничная торговля снижает обороты вместе с уменьшением доходов покупателей.
По данным Петростата, в августе 2015 г. магазины Петербурга и Ленинградской области продали товаров на 87,3 млрд рублей. Это на 11,4% меньше, чем в августе 2014-го.
На собственной шкуре ощутив падение спроса, торговцы ищут новые формы привлечения активных «шоперов» – тех, кто без обновок прожить не может.
В Пулкове открылся первый настоящий петербургский аутлет. До этого во многих торговых центрах покупатели часто сталкивались с интригующими вывесками – «аутлет» (outlet – торговый центр, где брендовые одежда и обувь продаются с большими скидками). Потребители, ассоциируя заветные надписи со скидками, заходили в такие магазинчики, но, ужаснувшись ценам, тут же спешили к выходу.
«Такие магазины и секции распространены во многих крупных европейских городах, – объясняет генеральный директор международной девелоперской компании Hines Энтони Гаскон. – Обычно так поступают малые предприниматели, которые используют слово «аутлет» для привлечения дополнительного внимания покупателей. Как и в любом сегменте бизнеса, кто-то из них профессионален, а кто-то нет. В любом случае перед покупкой в таких маленьких магазинах всегда следует внимательно проверять качество товара, смотреть, не содержит ли он дефектов и не является ли подделкой».
Петербуржцы впервые ознакомились с аутлет-центрами, путешествуя по Западной Европе. Первые отечественные аналоги лишь недавно открылись в Москве.
В Европе и США формат аутлетов представлен «торговыми деревнями». Эти комплексы, как правило, располагаются в пригородах крупных городов. Туда специально приезжают жители города и туристы, чтобы в одном месте и за один день приобрести брендовые вещи класса люкс с большими скидками. Самые известные и крупные аутлет-центры расположены в пригородах Милана, Парижа, Нью-Йорка, Мюнхена, Гамбурга.
Соответственно, и петербургский аутлет-центр, как и положено, открылся за пределами города. Подобная бизнес-модель уже успешно опробована в Москве, и ее создатели не видят никаких препятствий для развития проекта в Петербурге. Вопреки всем опасениям, которые не покидали представителей московского аутлет-проекта в начале нынешнего года, сейчас многие из его арендаторов заинтересованы в открытии магазинов в Пулкове.
Целевая аудитория – жители юга северной столицы и ее ближайших пригородов. В основном – женщины (от 25 до 55 лет), заинтересованные в покупке одежды, обуви и аксессуаров, детской одежды и товаров для дома иностранных и отечественных брендов. Плюс мужчины, желающие приобрести классическую, повседневную и спортивную одежду.
Что касается безграничных скидок круглый год, о которых заявляет формат, то все-таки слишком оптимистично настроенным потребителям стоит к этому факту отнестись более рассудительно, чтобы не разочароваться в своих ожиданиях. Прежде всего потребители должны осознать, что отождествлять «аутлет» с «дисконтом» не стоит.
«Аутлеты в основном включают в себя магазины не самого дешевого сегмента, в них стадия дисконта не последняя, – объясняет председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников. – То есть схема примерно такая: сначала товар продается со скидкой в магазине, потом – в аутлете и уже после этого отправляется в дисконт-центр».
«В отличие от западных российские аутлеты сравнительно дороги, – добавляет собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. – Притом что в их ассортименте не только люксовые бренды, но и марки сегмента «средний плюс», и даже бренды среднего ценового сегмента».
Словом, аутлеты сегодня — существенное подспорье для тех потребителей, которые предпочитают приобретать именно качественную одежду известных брендов по более-менее приемлемой цене.