В минувшие выходные петербургский аэропорт работал за себя и «за того парня» в лице московского авиаузла. В результате было принято более 30 «лишних» рейсов, что для такого небольшого аэропорта вылилось практически в коллапс, выразившийся, в частности, в том, что сотни пассажиров провели в приземлившихся самолётах по нескольку часов и не могли выйти в город. Но обвинять в этом администрацию Пулково было бы, по меньшей мере, некорректно Самым вопиющим случаем стала ситуация с самолетом авиакомпании Red Wings, следовавшим из Анталии в Москву. Борт должен был сесть в аэропорту Внуково, но из-за сильного задымления, вызванного лесными пожарами в Подмосковье, был перенаправлен на запасной аэродром в Петербурге. После приземления в течение трех часов пассажиров не выпускали из салона. При этом система кондиционирования воздуха была отключена, а туалеты на борту заперты. И только потом измученных духотой пассажиров, среди которых было много детей, выпустили из салона, предложив забрать багаж и пройти паспортный контроль. Также пришлось просидеть в салонах несколько часов и пассажирам двух чартерных Ил-86 авиакомпании «Атлант-Союз» (впрочем, на этот раз с работающими кондиционерами и туалетами). В общей сложности к 37 тыс. пассажиров, которые должен был пропустить через себя терминал Пулково-2 в субботу, 7 августа, только за час (с 3 до 4 часов дня) прибавилось ещё 6 бортов вне расписания (а всего за день - 17). «За этот час мы должны были пропустить 2 тысячи пассажиров, и тут к ним прибавляется ещё почти 1300. То есть пассажиропоток в одночасье вырос на 60%. Могу вам ответственно заявить, что ни один аэропорт мира, включая самые большие и современные, не смог бы безболезненно пережить такое. А если бы смог, значит, он построен неправильно», - говорит директор по стратегическому развитию ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Владислав Бородулин. Столпотворения в небольшом зале прибытия международного терминала Пулково, рассчитанного на 600 человек, если бы всех пассажиров выпустили разом, было бы не избежать. Транзитной зоны, куда можно было бы временно поместить людей в ожидании лётной погоды, в небольшом петербургском аэропорту попросту нет. Как нет и обыкновенного кондиционера: в 1973 году он конструктивно не был предусмотрен. При этом в международном терминале всего 10 кабинок паспортного контроля плюс несколько в Пулково-1 (там зал ожидания для рейсов, прибывающих из стран СНГ, рассчитан всего на 150 человек, то есть на обслуживание только одного самолёта). «А ведь пассажиров нужно высадить, выдать багаж, перевезти всех в терминал Пулково-1 (внутренние вылеты из Пулково-2 запрещены) и туда же отбуксировать самолёт. Это займёт не менее 4 часов, учитывая, что на одного человека пограничник тратит в среднем по 80 секунд», - рассказывает первый заместитель директора аэропорта Николай Зленко. Не стоит забывать и о том, что нагрузка на большинство российских аэропортов непостоянна и зависит сразу от трёх факторов: времени года (летом она всегда больше), дня недели (в среду чаще всего летают по делам, а на выходных — туристы) и времени дня (пик приходится на 12:00 — 21:00). В минувшую субботу в петербургском аэропорту сошлись все три «эпицентра». Впрочем, по словам Владислава Бородулина, в Соединённых Штатах в 2007 году (после урагана в южной части страны) пассажиры проводили в стоящих на земле самолётах и по 9 часов. В данном случае претензии пострадавшим (разумеется) людям, следовало бы, скорее, адресовать авиакомпаниям, а не сотрудникам аэропорта. «Мы делали всё возможное. Не хватало трапов — я приказал снять ковёр с президентского и использовать его. Вспомогательными силовыми установками (они позволяют самолёту включить ту же систему охлаждения и не тратить топливо), топливом, машинами очистки туалетов мы готовы были обеспечить всех. Не наша вина, что представители авиакомпаний, видимо, решили сэкономить и ничего этого не затребовали», - подчёркивает Николай Зленко. Здесь следует отметить, что за посадку на запасном аэродроме в случае неготовности основного компания платит лишь 25% от стоимости взлёта-посадки. А вот за трап, пользование залом ожидания аэропорта и прочее - в полном объёме. Решение о выходе пассажиров в город принимает командир корабля, администрация аэропорта навязать ему такое решение не в силах. Таким образом, в случае повторения подобной ситуации избежать повторения субботнего коллапса в Петербурге будет довольно сложно. Во всяком случае, до тех пор, пока в нашем городе не построят современный пересадочный узел — хаб с полноценной транзитной зоной и расширенной зоной таможенного контроля. По планам Смольного и «Воздушных Ворот Северной Столицы», это произойдёт не раньше 2013 года.