В культурном центре «Левашовский хлебозавод» стартовала выставка «Пространство времени» с работами из коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея.
В экспозиции представлены произведения Александры Митлянской, Гарри Хилла, Таус Махачевой, Марианне Хеске и Александры Дементьевой.
Выставка предлагает посетителю замедлиться, отмечают кураторы. Медитативность ритма работ, их узорность и цикличность требуют уделить им внимание, меняя, таким образом, не только восприятие произведения, но и само ощущение времени – создавая иное, параллельное, временное и физическое пространство.
Так, в интерактивной инсталляции Александры Дементьевой «Невыносимая легкость» (2009) зритель сможет сам «запустить» время в кадре, и оно буквально станет главным проводником по смыслам произведения. Фрагменты цветных стекол, из которых «соткано» полотно витража, складываются в цельное повествование, а цвет и свет превращают восприятие религиозных сюжетов в сложный акт созерцания. Проходящий сквозь витражное стекло свет в храмовом пространстве имел значение некоего видимого знака присутствия божественной сущности, а витраж при этом играл роль посредника между земным видимым и сакральным незримым. Александра Дементьева переносит эти смыслы в свою работу, однако свечение становится цифровым, визуальные образы подвижными и изменчивыми, а зритель наделяется особыми прерогативами.
Видео Гари Хилла «Site Recite (пролог)» (1989) изобилует деталями, которые нужно исследовать и подмечать при каждом новом просмотре, вторя блуждающему взгляду художника. Перед зрителем разворачивается сцена, которая на первый взгляд походит на туманный пейзаж. На самом же деле этот «пейзаж» складывается из странных предметов коллекционирования, словно в кабинете увлеченного собирателя или на картине vanitas: кусочков коры, фрагментов костей, ракушек, осколков камней, засушенных насекомых, ореховых скорлупок, смятых обрывков бумаги. Гари Хилл вынуждает зрителя следить за взглядом художника, активно перемещающимся во внутрикадровом пространстве.
Одна из ранних работ Таус Махачевой «Ковер» (2006) показывает художницу, которая раз за разом заворачивается в традиционный дагестанский ковер — килим — и разворачивается из него. Простое в исполнении видео скрывает двойственность смысла: с одной стороны, ковер, являясь объектом народного ремесла, подчеркивает связь художницы с ее корнями, с другой – репетативное действие Махачевой по «освобождению» из него может говорить о стремлении вырваться из оков традиции и разорвать связь с прошлым. При этом, на протяжении всего видео художница не покидает пределов ковра.
Пейзажи Марианне Хеске словно калейдоскоп, то распадаются на фрагменты, то складываются в единый образ, в зависимости от взгляда смотрящего. В видеоживописи «Волшебная гора» (1985–2017) художница приглашает всмотреться глубже в окружающую природу, смещая фокус с узнаваемых, привычных для зрителей видов, на сложные, многокрасочные пейзажи, принадлежащие словно другой вселенной. Через непривычную цветовую композицию и смену кадра Хеске захватывает внимание, позволяя наблюдательному зрителю собрать целостный ландшафт по кусочкам, словно пазл.
Александра Митлянская в видеоинсталляции «Шкатулка» (2017–2018) погружает зрителя в медитативный транс, фиксирует нас в своем творческом мире, где время измеряется движением рук героини на экране. Мать художницы медленно и обстоятельно перебирает украшения. Мы лишены возможности видеть мимику женщины и все глубже всматриваемся в кадр, пытаясь уловить эмоции героини через движения кистей рук. Поток времени, как бусы, проскальзывает сквозь пальцы и исчезает в шкатулке.
Выставка продлится до 04 августа. Слушатели смогут лучше познакомиться с историей развития искусства новых медиа, а также обсудить представленные работы на арт-медиациях, в рамках программы, которую подготовили Северо-Западный филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина и школа Masters.
Кураторская экскурсия и лекция о коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея пройдет 9 июля. 18 июля Олеся Туркина прочитает лекцию о медиахудожницах. 25 июля Дарья Мартынова расскажет о российском цифровом искусстве. Арт-медиации 13, 16, 20, 23, 26, 30 июля и 3 августа проведут Анна Абрамова, искусствовед, арт-медиатор, ведущий специалист сектора художественных программ Северо-Западного филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина и Полина Фищенко, искусствовед, арт-медиатор, менеджер образовательных и культурных проектов и куратор VI форума по детским, семейным и подростковым программам. С подробным расписанием можно ознакомиться на сайте «Левашовский хлебозавода».
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина – музейный комплекс, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. Фонды музея насчитывают около 700 000 памятников, созданных мастерами разных эпох, – от Древнего Египта и античной Греции до наших дней. В Главном здании музея представлены знаковые произведения мировой живописи – картины Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Каналетто, Пуссена, мастеров Северного Возрождения и других выдающихся художников. Всемирно известна коллекция французского искусства XIX–XX веков, основу которой составили собрания меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Среди ее шедевров – знаменитые работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других. В январе 2020 года в состав Пушкинского музея вошел Государственный центр современного искусства с филиалами во Владикавказе, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Томске.
Коллекция медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина начала формироваться в 2017 году благодаря поддержке меценатов музея. С тех пор частью собрания стали более 40 работ российских и зарубежных авторов. В основе коллекции лежит трансисторический подход, в рамках которого все новые поступления рассматриваются через призму истории искусств для показа связи между современным искусством и коллекцией Пушкинского музея.
Школа Masters – образовательный проект в сфере искусства из Санкт-Петербурга, основанный в 2015 году искусствоведом Полиной Бондаревой. Лекции в Петербурге читают преподаватели из Академии художеств, СПбГУ, Эрмитажа, Русского музея и других культурных институций. Всего спустя год после запуска школа получила лицензию на дополнительное образование и запустила свою академическую программу. В октябре 2023 года проект открыл свой филиал в Москве на Патриарших прудах. Masters развивает еще несколько направлений: онлайн-образование, собственное издательство, книжные магазины, выпуск аналитического журнала об искусстве и культуре Masters Journal, а также галерею Masters Digital.
Левашовский хлебозавод – объект культурного наследия, памятник архитектуры советского конструктивизма (1933) и знаковое для Ленинграда предприятие, которое выпускало хлеб для города без перерыва в течение 90 лет. Сейчас это новое культурно-деловое пространство. В 2018-2023 гг. заброшенный памятник реконструировала Группа RBI. За первый год работы обновленный хлебозавод принял в своих стенах целый ряд масштабных культурных событий: музыкальные и книжные фестивали, театральные показы, выставки фото и живописи, концерты и экскурсии. На постоянной основе здесь проходят лекции по искусству Школы Masters, работает историческая экспозиция и блокадный мемориал, посвященный важной странице истории хлебозавода, который в 1941-1944 гг. ни на день не прекращал выпускать хлеб для ленинградцев.
Фото press-papier.ru