Под конец новогодних каникул в Петербурге произошла самая длинная в стране в этот период времени задержка авиарейса: полет лайнера компании Pegas Fly во вьетнамский Нячанг начался почти на 20 часов позже, чем был заявлен. Однако этот случай - только один из многих, которые систематически происходят с самолетами чартерных авиакомпаний России.
И таких случаев десятки. 5 января пассажиры рейса из Петербурга в Пунта-Кана (Доминиканская Республика) ждали вылета свыше десяти часов. 20 декабря полет по этому же маршруту начался на три с лишним часа позже. И можно перечислять и перечислять.
Согласно статистике Росавиации, за последний месяц в целом по стране первое место по этому показателю заняла Royal Flight, у которой позже намеченного срока поднялись в воздух 32 самолета с туристами. Второе место по опозданиям - у Azur Air (20 рейсов), а третье поделили Pegas Fly и Nord-wind (16 задержек). Доходит до смешного: в июне 2017-го, к примеру, чартерная авиакомпания I Fly вовремя не отправила в полет свыше 18% своих рейсов, 12 из которых «пересидели» на земле более шести часов.
По данным Росавиации, в июне 2017 года (а это один из самых загруженных месяцев года), «Аэрофлот», выполнив 20 532 рейса, задержал 2,54% из них, а I Fly - 39 из 215 (18,1%). Причем и у этой, и у других чартерных авиакомпаний страны задержки отправления рейса нередко превышают 6 часов. Во многом это объясняется как количеством, так и качеством имеющихся в распоряжении перевозчика лайнеров: если у «Аэрофлота» около двухсот воздушных судов со средним возрастом чуть больше четырех лет, то у большинства чартерных компаний самолетов всего около десятка в возрасте от 17 до 20 лет. «А содержать возрастные лайнеры всегда затратнее, чем новые», - сообщает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Давайте посмотрим на проблему сквозь призму цифр. Причем для объективности сравним только наши и зарубежные чартерные (т. е. ориентированные на перевозку туристов) авиакомпании. Видим (по сведениям таких специализированных ресурсов, как www.airfleets.net или www.planespotters.net), что у известного европейского чартерного перевозчика Thomas Cook Airlines 62 лайнера, которые ежегодно перевозят свыше 17 млн человек. Их средний возраст - 11,9 года. У аналогичной по профилю TUI fly (не считая ее подразделений) 31 лайнер: за год компания перевозит свыше 7,8 млн человек, а средний возраст ее самолетов - 8,9 года.
По сведениям на http://samolety.org и https://russianplanes.net, самый крупный из российских чартерных перевозчиков Azur Air (выполняет международные чартерные пассажирские перевозки для туроператора Anex Tour) располагает флотом 20 самолетов (в 2017-м перевез около 4 млн пассажиров), средний возраст которых - свыше 20 лет. А самому возрастному находящемуся в его эксплуатации Boeing 767-300ER - больше 26 лет. У Royal Flight, Pegas Fly и I Fly (они в основном обеспечивают перевозку туристов Coral Travel, Pegas Touristik и TEZ Tour, соответственно) - по 8 - 9 лайнеров в среднем возрасте 17 - 18 лет. У остальных (за исключением разве что Nordwind с достаточно большим и новым флотом самолетов) ситуация еще проблематичнее.
Если располагающий большим флотом регулярный перевозчик всегда имеет в резерве исправные лайнеры и способен быстро заменить вдруг забарахливший самолет (у Emirates их, к примеру, 268 со средним возрастом 5,6 года), то активно эксплуатирующей борта чартерной компании менять выбывший из строя нечем. Как правило, все находящиеся «на крыле» самолеты у нее задействованы, и, для того чтобы заменить неисправный, зачастую требуется снять лайнер с другого маршрута. А это занимает часы и даже дни: порой пассажиры чартеров ждут до двух суток (так, как это случалось с «ВИМ-Авиа»).
Пытаясь решить проблему, в начале декабря 2017 года Росавиация ввела в действие новый регламент, согласно которому ведомство имеет право ограничить чартерные программы тем перевозчикам, у которых насчитают более 10% задержек вылетов более чем на 2 часа. А в случае вопиющей непунктуальности перевозчика - смогут лишать его и допусков на выполнение «отпускных» рейсов. Однако пока ни Pegas Fly, заставивший пассажиров почти 20 часов ждать вылета из Петербурга в Нячанг, ни Royal Flight, задержавший на 8 часов вылет из Москвы на Шри-Ланку из-за отсутствия резервного судна, последствий на себе не ощутили. Разве что Северо-Западная транспортная прокуратура, организовав выезд в «Пулково» в связи с невылетом во Вьетнам, взяла проблему на контроль.
А рядовому пассажиру, если есть возможность, - выбирать более пунктуальную компанию. А если нет - надеяться на то, что предоставленные для полета «крылья» окажутся поновее и полностью исправными...
Иллюстрация pixabay.com