«Путешествие по России могут позволить себе только очень богатые люди», – сказал генеральный директор компании «Астравел» Валерий Лощиц, выступая на конференции «Туристический бизнес в России», ежегодно организуемой газетой «Ведомости». Так он ответил на реплику главного редактора National Geographic Traveller Александра Железняка о том, что русская версия журнала рассказывает, в основном, о зарубежных направлениях, в то время, как 80% материалов американского NG Traveller посвящено маршрутам по Америке. По мнению Валерия Лощица, если и можно говорить о каких-то перспективных направлениях развития туризма в России, то это, прежде всего, пляжный отдых в Краснодарском крае и Центральная Россия. Курорты Краснодарского края, по выражению г-на Лощица, выбирают «люди с особым менталитетом», которые предпочитают их Египту или Турции не потому, что там лучше соотношение цены и качества, а потому что «привыкли выбирать между Анапой и Туапсе». А такие замечательные направления, как Байкал, Алтай, Камчатка и другие доступны только для тех, кто близко живет, или у кого много денег. Большой интерес к этим регионам проявляют и иностранцы, которых, впрочем, тоже останавливают российские цены, отметила генеральный директор компании «Тари Тур» Марина Левченко и добавила: «Если бы наша конференция проходила, например, в Париже, уверена, что речь бы шла не о проблемах, мешающих отрасли развиваться, а о новых маршрутах и продуктах». «В Эстонии мы начинали возрождение отрасли именно с помощью въездного туризма, – поддержал г-жу Левченко атташе по вопросам туризма посольства Эстонии в Москве Тыну Стейнберг. – Это дало импульс развитию инфраструктуры, а потом постепенно стали расти и объемы внутреннего туризма. В начале 90-х годов количество жителей Эстонии во всем турпотоке составляло не более 10-15%, сейчас это третья часть». Успехи эстонской туристической отрасли впечатляющи, а поток туристов, приезжающих из России, растет рекордными темпами. Г-н Стейнберг отметил, что это было бы невозможно без помощи государства, которое всячески поддерживает предпринимателей, развивающих инфраструктуру. Экспорт туристического продукта освобожден от НДС. «Кроме того, мы старательно продвигаем туристические возможности страны. Но не с помощью рекламы на билбордах. Мы приглашаем журналистов и возим их всюду, где интересно побывать», – сказал Тыну Стейнберг. Генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин считает, что транспорт и логистика – ключевые проблемы, мешающие развитию внутреннего туризма в нашей стране. То, что путешествия по России неконкурентоспособны по сравнению с зарубежными поездками, известно и туристам, и турбизнесу. При этом 30-60% стоимости российского турпродукта – затраты на передвижение. Рассуждая о том, почему, например, в США так популярен внутренний туризм, а у нас нет, Сергей Ромашкин сравнил стоимость внутренних перелетов в рублях. Билет на рейс Москва – Иркутск (5300 км) стоит 22 тыс. рублей, а Нью-Йорк – Лос-Анджелес (4900 км) – примерно 10 тыс. рублей. Подсчитано, что уменьшение стоимости билетов в аэропорты Краснодарского края всего на 2,5 тысячи рублей приводит к увеличению турпотока в регион почти в два раза. «Железнодорожный же транспорт при наших расстояниях во многих случаях не может стать альтернативой авиаперевозке. Разве только скоростные поезда, – сказал г-н Ромашкин. – Но если цены у монополиста РЖД даже на обычные поезда иногда превышают стоимость авиаперелета, что уж говорить о стоимости скоростных маршрутов». Не особо рассчитывают туроператоры и на развитие отечественных лоукостеров. «Больше надежд возлагаем на россиян, готовых путешествовать на автомобиле. В той же Америке это один из самых популярных видов путешествий. Но российская инфраструктура к этому не готова, в том числе дороги. Их качество оставляет желать лучшего, – отметил г-н Ромашкин. – Кроме того, туристам нужна гарантия безопасности, нужны мотели, парковки». По словам эксперта, вполне раскрученный Суздаль напоминает одну большую парковку, машины просто перегораживают улицы. Автобусные маршруты, которые предлагаются как более дешевый вид переезда на южные курорты, тоже не панацея: средняя скорость на шоссе Туапсе – Адлер не превышает 20 км в час. «Транспортная недоступность приводит в локализации рынков, – считает Сергей Ромашкин. – Например, по статистике 90% посещающих Байкал или Алтай – это те, кто живет в радиусе не более 300 км». Транспортная проблема, безусловно, серьезно снижает спрос на путешествия по России, мешает развитию внутреннего рынка. «И без специальных государственных программ здесь не обойтись. Развитие внутреннего туризма не на словах, а на деле должно стать приоритетной задачей государства», – убежден г-н Ромашкин.