Пять вопросов из самоизоляции. Почему не работают инструменты защиты туристского рынка

Восемь лет назад, 5 мая 2012 года, вступили в силу поправки в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», определившие на последующие годы правила функционирования рынка выездного туризма. Сегодня в условиях жесточайшего кризиса отрасли, связанного с принимаемыми во всём мире мерами по предотвращению распространения эпидемии коронавируса, стало окончательно очевидно, что предложенные законодателями инструменты финансовых гарантий особенно неэффективны именно в кризисных ситуациях.

Сегодня, когда государство и турбизнес ищут варианты спасения туристской отрасли, из фокуса туристской общественности выпала созданная в рамках законодательной инициативы восьмилетней давности Ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма  «Турпомощь», чьей уставной задачей является «оказание экстренной помощи туристам в случае неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта в части неоказания туристу услуг по перевозке и (или) размещению полностью или частично».

Между тем именно с работой института финансовых гарантий туроператорской деятельности связан ряд вопросов – адресных и риторических, ответы на которые интересуют участников рынка.

Вопрос 1.

Почему задолженность перед туристами за отменённые и несостоявшиеся поездки нельзя погасить из фондов, сформированных при «Турпомощи»?

Год назад, в апреле 2019 года, на общем собрании членов ассоциации «Турпомощь» были озвучены данные о наполнении формируемых ассоциацией фондов. Размер Резервного фонда на тот момент составлял 403.265.966, 55 рублей, Фонда персональной ответственности (ФПО) – 1.303.909.909,47 рублей. Таким образом, совокупный объём резервов профессионального объединения туроператоров в сфере выездного туризма достиг отметки в 1,7 миллиарда рублей.

В то же время, согласно экспертным оценкам, размер обязательств туроператоров по отменённым и несостоявшимся турам практически на два порядка превышает объём средств, аккумулированных «Турпомощью». Так, в коллективном обращении федеральных туроператоров к министру экономического развития РФ Максиму Решетникову, говорится о том, что «сумма оплаченная туристами турбизнесу … может составлять порядка 80-90 миллиардов рублей», то есть в 60-70 раз превосходит возможности ФПО. Иначе говоря, совокупный размер ФПО «Турпомощи» составляет порядка 1,5% от общего размера потенциальных претензий туристов к туроператорам.

Тем не менее, в соответствии с внесёнными в ФЗ-132 «Об основах туристской деятельности в РФ» поправками, туроператоры получили право «распечатать кубышку», но большинство из них (по оценке отраслевых СМИ до 95%) не воспользовались предоставленной возможностью.

Причин тому несколько. Помимо невозможности удовлетворить в достаточном объёме требования большинства туристов за счёт ФПО, начало выплат компенсаций туристам из фонда будет означать для оператора отмену льгот по обязательным ежеквартальным взносам в ФПО. Дело в том, что, согласно решению Правительства РФ, доступ туроператоров к сформированным фондам возможен только при условии их пополнения в текущем режиме.

Кроме того, определённая Правительством РФ процедура выплаты компенсаций туристам из ФПО, включающая шестимесячный срок на формирование реестра требований, такова, что на получение реальных денег турист может рассчитывать в лучшем случае в конце текущего года. В то время, как реализация прав на несостоявшиеся и отменённые поездки туристов, в случае их согласованного переноса, возможна уже к началу осеннего сезона.

И, тем не менее, при анализе правоприменительной практики федеральных властей возникает новая серия вопросов.

Вопрос 2. Риторический

Почему правительством был установлен альтернативный, а не последовательный порядок использования средств ФПО и его возобновления? То есть, почему возможность использования собственных средств туроператоров из ФПО была жёстко обусловлена обязательством одномоментного пополнения фонда? Не было бы логичным в условиях, когда новые продажи остановлены практически на 100%, т.е. при фактическом параличе отрасли, отложить обязательства туроператоров по наполнению ФПО до возобновления полноценной операторской деятельности?

С другой стороны, решение правительства, позволяющего туроператорам отсрочить обязательные ежеквартальные взносы в ФПО до апреля 2021 года, порождает ещё один вопрос:

Вопрос 3.

Есть ли уверенность в том, что в 2021 году мы не станем свидетелями процесса обнуления туроператоров?

Туроператоры получили отсрочку от уплаты взносов в ФПО до первой контрольной даты 2021 года. Однако к 15 апреля следующего года они должны будут внести в фонд сумму, равную 1% общей цены туристского продукта, реализованного в докризисный 2019 год. Найдутся ли у большинства субъектов достаточные средства и, главное, желание, для того, чтобы выполнить данное требование? Или к указанной дате на рынке появятся новые ООО с названиями, производными от популярных туроператорских брендов, начавшие жизнь с «чистого листа», то есть со взноса в сто тысяч рублей в ФПО плюс 50 тысяч рублей в Резервный фонд «Турпомощи»? При том, что даже максимальных размеров ФПО (7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год) у федеральных туроператоров не хватит, чтобы закрыть все обязательства, возникшие в условиях пандемии и вызванного ею кризиса, такое развитие ситуации не выглядит фантастическим.

Далее. При том, что механизм финансовых гарантий (ФГ), задумывавшийся как антикризисный, в условиях реального кризиса очевидно дал сбой, не настало ли время для оценки его эффективности с последующей заменой? Отсюда возникает следующий вопрос:

Вопрос 4.

Не следует ли радикально пересмотреть всю систему финансовых гарантий, включая переход к страхованию каждого реализованного пакетного тура, на чём в своё время настаивал ряд региональных туристских ассоциаций?

Фиксированные страховые отчисления с каждого реализованного турпакета позволят страховать именно реальные, а не декларативные объёмы турпотока. При этом риски страховых компаний не будут запредельными, так как число туристов, пострадавших при банкротствах туроператоров, даже в кризисные годы было относительно не высоким в отношении к общим объёмам выездного турпотока. Стоит вспомнить, что число пострадавших от одного из последних громких банкротств - туроператора «Жемчужная река» - оценивалось от 5.000 (самим туроператором) до 15.000 (РСТ) человек, что составило порядка 0,01% (одной сотой процента !) от общего числа российских туристов, выехавших за рубеж в 2018 году.

При страховании каждого проданного турпакета накопление финрезервов будет происходить не в «Турпомощи», а у страховых компаний. Фингарантии в их сегодняшнем виде станут не нужны, поскольку отпадёт необходимость формирования резервных и иных страховочных фондов непосредственно туроператорами. Эти функции перейдут к страховым компаниям, которые смогут снимать фиксированный процент со всего пакетного туризма в России.

При этом не стоит опасаться, что обязательный  страховой сбор, заменяющий фингарантии, станет дополнительным налогом  на туристский продукт. Дело в том, что и сейчас формирование фондов «Турпомощи» фактически является налогом на турпродукт: ФПО - прямым, а резервного - дифференцированным.

И в заключение ещё один вопрос, выходящий за рамки сегодняшней тематики. Надеюсь, не риторический.

Вопрос 5.

Насколько объективно отраслевой закон, принятый в прошлом веке, соответствует реалиям сегодняшнего дня, даже на уровне понятийного аппарата, описывающего субъектов отрасли и их взаимодействие? И не настало ли время его коренного пересмотра?

Фото: in-kolomna.ru

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Информация, СМИ»

Ноябрь 14, 2024 - 20:38

Амбассадоры Санкт‑Петербурга подвели итоги деятельности на ежегодной ассамблее.

 

Ноябрь 13, 2024 - 19:46

Городское туристско-информационное бюро Комитета по развитию туризма Петербурга начало информационную кампанию «Петербург – город семейных историй».

 

Ноябрь 13, 2024 - 04:46

В Петербург прибыли журналисты из Индии и Ирана – участники пресс-туров, организованных Конгрессно-выставочным бюро Комитета по развитию туризма.

 

Ноябрь 8, 2024 - 18:14

В мире, где каждый бит под контролем, крупнейшие владельцы дата-центров делят планету на зоны влияния. Кто управляет данными и как далеко они готовы зайти?