Активисты сообщили о взломе «первого в Челябинской области» Instagram-аккаунта села. Его создали в конце мая для того, чтобы рассказать людям о жизни населенного пункта и привлечь туда новых туристов. Однако как выяснилось, за лето у южноуральского Тюлюка, в котором почти нет интернета, их появилось сразу три. Причиной стало разгоревшееся противостояние между жителями. Подробнее — в материале «Известий».
На новости о взломе тюлюкского аккаунта журналисты обратили внимание в первую очередь, потому что согласно региональным СМИ у полицейских из города Юрюзань, которые должны были заниматься расследованием инцидента, возможно, доступа в интернет не было вовсе. Однако вскоре выяснилось, что и до этого история у аккаунта была непростой.
Тюлюк — село, расположенное на юго-востоке Челябинской области. От районного центра, Катав-Ивановска, его отделяет больше 100 км пути, от областного центра — около 250 км. Сегодня в нем постоянно проживают почти 300 человек, еще около 200 домов принадлежит дачникам, посещают село и многочисленные туристы. Тюлюк расположен в живописной местности: всего в 14 км от него находится вторая по высоте вершина Южного Урала, Большой Иремель, а в 3 км — другая природная достопримечательность, Ларкино ущелье. В социальной сети «Вконтакте» можно найти множество групп, предлагающих туры, услуги по организации горных походов и предложения о сдаче внаем жилья в Тюлюке и его окрестностях.
Село Тюлюк
Первый собственный Instagram-аккаунт (челябинские СМИ также называли его первым уральским сельским Instagram-аккаунтом) появился у Тюлюка в конце мая 2019-го. Его создателями стала семья Елены и Игоря Гузовых, переехавшая сюда несколько лет назад из Челябинска.
— Мы хотим показать, чем живет село, какая природа нас окружает, что волнует, поделиться радостями и рассказать о проблемах, с которыми мы сталкиваемся. Но жаловаться не будем, наоборот, предлагаем решать проблемы вместе, обозначаем возможные пути решения, — рассказывала в мае челябинскому изданию 74.ru Елена Гузова.
Там, в том числе, можно найти информацию о самом селе, его достопримечательностях и проблемах — например, об отсутствии асфальтированной дороги на подъезде к Тюлюку, проблемах с доступом в интернет или, как утверждали создатели аккаунта, нехватке рабочих мест. Одновременно там же выкладывали фотографии и видео с местными знаменитостями — например, сельским поэтом или одной из самых пожилых жительниц деревни, а также информацию для туристов. К осени аккаунт, о котором рассказали, в том числе, федеральные телеканалы, набрал около 840 подписчиков.
Инстаграм-аккаунт села Тюлюк
Недовольство действиями «инициативной группы», как называли себя создатели аккаунта, в селе начало назревать еще в начале лета. Главным камнем преткновения стало отношение к новостям о создании в этих местах национального парка «Зигальга» и о том, что это может значить для села.
Обсуждать перспективу создания здесь особо охраняемой природной территории (ООПТ) начали еще в конце 1990-х годов, но тогда реализовать проект не удалось. В конце 2010-х в регионе вновь вернулись к этому вопросу, однако работы по созданию парка несколько раз откладывались — в том числе, из-за его расположения. Парк должен подходить вплотную к населенным пунктам, жители которых опасались введения дополнительных ограничений и запретов на пользование природными ресурсами, а также возможных сложностей для бизнеса.
Официально о начале подготовки к созданию нацпарка было объявлено только зимой 2019 года. За несколько месяцев до этого, в ноябре 2018-го, в региональном экологическом ведомстве также заявили, что жители Катав-Ивановского района, в состав которого входит и Тюлюк, на общественных слушаниях поддержали создание национального парка.
Хребет Зигальга
— При разработке проекта пошли на уступки всем заинтересованным группам населения. Территория нацпарка будет в 2,5 раза меньше, чем планировалось изначально, чтобы не задевать интересы бизнеса и местных жителей. Жителям района и их родственникам будет обеспечен свободный и бесплатный вход на территорию парка, исключены угодья, где расположены покосы, — подчеркнул тогда руководитель управления экологического просвещения министерства экологии Челябинской области Виталий Безруков.
В Минэкологии настаивали, что «Зигальга» не только поможет сохранить уникальную уральскую природу, но и даст толчок развитию туризма в регионе. Образование национального парка также предполагает создание туристического визит-центра, на который может быть выделено дополнительное финансирование. Елена Гузова выступила за то, чтобы организовать его в Тюлюке — в СМИ она называет себя создательницей инициативной группы, продвигающей эту идею.
Предлагаемый ими проект участники инициативной группы подробно описали в одном из первых постов созданного инициативной группой Instagram-аккаунта.
Авторы сообщали, что планируют вести природоохранную деятельность и заниматься развитием туризма, обещая, что после создания визит-центра на территории нацпарка будут проводиться исследовательские и образовательные мероприятия, в горах появится экотропа, а в самом селе — Центр экологического просвещения и сразу два музея: художественная галерея и музей истории туризма.
Сторонники идеи убеждены, что это даст стимул для дальнейшего развития села, позволит привлечь дополнительные средства, в том числе, на создание инфраструктуры, и создать новые рабочие места. Кроме того, таким образом, по их мнению, можно будет минимизировать ущерб от многочисленных туристов, которые предпочитают путешествовать «дикарями».
Вид на гору Иремель
Еще осенью прошлого года, после общественных слушаний, выяснилось, что региональные власти планируют перенести визит-центр ближе к районному центру, Катав-Ивановску, и жители Тюлюка якобы обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение. Инициатором обращения стала Елена Гузова.
— Только в следующем году федералы выделяют 200 млн рублей. Общий объем финансирования на развитие нацпарка за пять лет может под миллиард рублей выйти. Создание инфраструктуры нацпарка — уникальная возможность для развития Тюлюка, — объясняла она журналистам.
Однако сами тюлюкчане настаивают на том, что большинство жителей поселка не поддерживают идею о создании здесь визит-центра и возмущены тем, что активисты высказывались от их имени.
— Изначально к Гузовым у всех было нормальное человеческое отношение. Конечно, не «вау, какие они крутые», но нормальное. Затем они начали жестко топить за нацпарк, в то время как местные голосовали против, — рассказала корреспонденту «Известий» Мария Адамчук, жительница Тюлюка. Теперь она ведет один из еще двух аккаунтов села, появившихся за лето на фоне разногласий.
Игорь и Елена Гузовы вместе с двумя дочерями переехали в Тюлюк из Челябинска около пяти лет назад. Вскоре после переезда супруги начали работать в местном отделении Почты России (сейчас там работает только Игорь Гузов), одновременно занимались предпринимательством. В том числе, создали небольшой частный музей, этнодом «Матрешка», в котором проводят мастер-классы, экскурсии (в том числе, и по самому Тюлюку) и продают сувениры. Музей, судя по немногочисленным отзывам на популярном сервисе TripAdvisor, туристам скорее нравится.
Экскурсия в этнодоме «Матрешка»
Ни Елена, ни Игорь Гузовы не ответили на попытки корреспондента «Известий» связаться с ними в соцсетях. Однако из того, что Елена Гузова ранее говорила журналистам, следует, что, по ее мнению, жители не понимают потенциальной выгоды от создания визит-центра, опасаясь лишь, что их лишат возможности «собирать грибы-ягоды». Она также обвинила главу администрации сельского поселения, Игоря Мозгового, в том что он настраивает жителей против создания национального парка.
Опасения по поводу доступа к лесным ресурсам у тюлюкчан были, признает Мария Адамчук. Но в проекте визит-центра им больше всего не нравится идея увеличения туристического потока на Тюлюк — и без того не маленького.
— У меня трое детей, представьте, что я не могу сейчас их отпустить погулять возле дома в выходные, праздники, каникулы, потому что много машин и далеко не все ездят трезвые и спокойно (туристы). А когда откроется парк, число машин возрастет, — отметила она.
Среди проблем Тюлюка, на которые обращали внимание участники инициативной группы, было отсутствие полноценного ФАП — фельдшерско-акушерский пункт сгорел в 2017 году, с тех пор специализированного помещения под него в селе действительно нет, подтвердила «Известиям» заведующая ФАП, Елена Кондратова.
Ранее в местном сообществе «Подслушано» она написала, что, в том числе и из-за этого, изначально идею с созданием визит-центра поддержала, но затем пересмотрела свои взгляды.
По ее словам, проект она поддерживала в надежде, что это позволит в будущем модернизировать ФАП и, возможно, увеличить штат на одного сотрудника в праздничные дни из-за увеличения туристов, а еще — поможет привлечь в Тюлюк крупные торговые сети и обеспечить в селе качественный интернет.
Туристы поднимаются на склон горы Иремель
Однако, отмечает женщина, когда сбор подписей «пошел не так, как они хотели», представители инициативной группы перешли к угрозам «о потере рабочих мест и министерских проверках», а также к оскорблениям и к заявлениям «об их превосходстве над людьми, у которых по одному образованию, пусть даже и высших». Не согласна Елена Кондратова также с критикой в адрес мэра Тюлюка, Игоря Мозгового, при котором жизнь в Тюлюке, по ее мнению, изменилась к лучшему.
— Дорогие друзья, из недавних постов стало ясно, что семья Грузовых (так в оригинале. — Ред.) грязно стремится отжать село, с целью власти! Кто против этого, жмите лайк! — обратилась она к односельчанам.
С тем, что в целом жизнь в Тюлюке неплоха уже сейчас, а претензии к главе администрации необоснованны, согласна и Мария Адамчук.
— И связь есть, и школа, и садик, и работа. Вон, в один магазин продавец требуется уже чуть ли не полгода, но идти туда почему-то никто не хочет, работать ведь надо, а той же Гузовой это с тремя образованиями делать не охота, — рассуждает она.
Именно попытки публично выставить село неблагополучным, судя по всему, разозлили местных жителей больше всего — также, как и снисходительное отношение к односельчанам со стороны «переселенцев». Но особенно людям не понравилось, что аккаунт, который использовался для продвижения проекта отдельной группы, был «приписан» целому селу.
Через него, в том числе, авторы апеллировали к областным властям, комментировали посты временно исполняющего обязанности губернатора Александра Текслера, обращаясь к нему с просьбой об отставке Игоря Мозгового (ранее в одном из интервью Елена Гузова объясняла, что именно решение Текслера создать аккаунт в социальной сети вдохновило участников инициативной группы).
Село Тюлюк
— Если б они написали изначально, что это аккаунт их инициативной группы, а не тюлюкчан, может быть это бы не так рвануло, — убеждена Мария Адамчук.
В итоге, по ее словам, людям это надоело и летом на сельском сходе они обратились к мэру с просьбой создать настоящий официальный Instagram-аккаунт села. Так в июле появился аккаунт _selo_tuluk1_ (сейчас там 357 подписчиков), в котором публикуются рассказы о местной жизни. Правда, до конца договориться и тут не удалось: мнения внутри группы разошлись и в результате в начале сентября Мария Адамчук, участвовавшая в создании этого аккаунта, создала свой собственный, tuluk.official (162 подписчика), не переставая, по ее словам, общаться с другой группой. Так у уральского села появились сразу три собственных аккаунта. И это несмотря на то, что интернет в селе по-прежнему «как бы и есть, но как бы не очень», признает девушка: «Я выкладываю посты с видео либо из города, либо здесь у знакомых через Wi-Fi. Хотелось бы лучше, конечно. Обещают, что и у нас появится хороший интернет, не только на телефонах».
Фото: vk.com/Анатолий Шулепов