Заместитель министра экономического развития РФ Игорь Манылов провел 14 мая рабочую встречу по поводу законопроекта «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"». Встреча показала, что противников у нового законопроекта гораздо больше, чем сторонников. Как рассказал RATA-news вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин, проект, помимо РСТ, не поддержали также представители Совета Федерации, регионов, большинство комитетов Госдумы. В итоге правительство отложило работу над документом.
Напомним, Минэкономразвития запланировало в следующем году отменить деление земель в РФ по категориям, введя институт зонирования. Соответствующий законопроект был внесен депутатами Госдумы Андреем Маркиным (ЛДПР) и Владимиром Парахиным («Справедливая Россия»), причем рассмотреть его предполагалось уже в эту весеннюю сессию. В пояснительной записке авторы законопроекта объясняют, что его принятие укрепит институт собственности в РФ, исключит дублирующие правовые институты и обеспечит единый порядок установления и изменения разрешенного использования земельных участков, повысит эффективность управления земельными ресурсами.
Законопроект предлагает внести изменения сразу в 20 федеральных законов, в том числе «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.
РСТ внимательно изучил законопроект и обнаружил, что из ряда законодательных актов исключены положения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, курортном деле и другие понятия, причем в пояснительной записке авторов эти изменения не упоминаются. Как пояснил RATA-news Юрий Барзыкин, законопроект предлагает отнести лечебно-оздоровительные местности и курорты к зонам рекреационного назначения, куда также включаются территории и объекты, обладающие природными лечебными ресурсами, благоприятным климатом и другими природными факторами и условиями, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека. Однако, как заметил наш собеседник, курорты отличаются от рекреационных зон тем, что имеют в своем составе, помимо природных лечебно-оздоровительных ресурсов (источников минеральных вод, лечебных грязей), еще и систему технических (питьевые галереи, бюветы, бассейны, курортные парки) и медико-организационных ресурсов, а также лечебно-профилактические учреждения – санатории и курортные поликлиники. Именно поэтому они могут оказывать медицинскую (санаторно-курортную) помощь больным различного профиля. А рекреационные зоны имеют лишь природные оздоровительные ресурсы и рассчитаны для оздоровления людей, не нуждающихся в специальном лечении.
Проект предлагает внести изменения в федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», исключив «лечебно-оздоровительные местности и курорты» из категории «особо охраняемые природные территории», и таким образом вывести их из сферы регулирования соответствующих нормативных правовых актов. «Это не первая попытка вывести курортные территории из числа особо охраняемых. Такое нельзя допустить ни в коем случае, иначе это приведет к нерациональному использованию курортных территорий и, в итоге, к утрате отечественных лечебных ресурсов», – убежден Юрий Барзыкин. Кроме того, лечебно-оздоровительный туризм считается одним из самых динамично развивающихся и перспективных направлений. Конкурентоспособность Россия на мировом рынке в этом секторе очень высока. Исключение курорта из законодательства и как понятия, и как собственно объекта законодательного регулирования не только необоснованно, но и неоправданно.
РСТ не поддержал предложения по изменениям в российское земельное законодательство, четко аргументировав своюпозицию, и рекомендовал депутатам Госдумы и членам Совета Федерации отклонить законопроект. Письмо РСТ по этому вопросу было накануне разослано всем участникам рабочей встречи в Минэкономразвития и заинтересованным лицам.