В зале № 80 корпуса Бенуа Русского музея открылась камерная выставка «Давид Ефимович Загоскин (1900-1942)», посвященная ленинградскому художнику, графику и живописцу Давиду Загоскину.
В экспозиции представлены рисунки и акварели мастера, которые удалось сохранить в годы Великой Отечественной войны. Большая их часть создана живописцем в конце 1920-х – начале 1930-х годов, когда художник творил вместе с мастерами «Круга художников». Участники этого объединения считали своей главной задачей «создание стиля эпохи», отражающего глобальные изменения в стране, в обществе, в людях. Молодые живописцы были убеждены в том, что современная тема должна быть воплощена в произведениях, рассказывающих о новостройках, о жизни в колхозах и на заводах, поэтому активно ездили по стране в поисках вдохновения.
Давид Ефимович Загоскин прожил всего 42 года, но оставил после себя значительное живописное и графическое наследие. Революция 1917 года, трагичные для страны 1920-30 годы – именно на это переломное время пришлось творчество художника. Сумев сохранить самобытность и индивидуальный стиль, живописец отражал в своих работах типичные черты российского общества того периода.
Уже в студенческие годы художник стал принимать активное участие в выставках. Связав свою жизнь с Ленинградом в 1922 году, много лет Загоскин преподавал в бывшей Академии художеств (ВХУТЕИН-ИЖСА), занимался литографией в экспериментальной графической мастерской ЛОСХа.
Судьба художественного наследия Давида Загоскина драматична – большая часть его живописных произведений и дневников была утрачена в блокадном Ленинграде. Благодаря мужеству племянника, Исаака Загоскина, который во время войны в возрасте двенадцати лет сохранил произведения своего дяди, удалось спасти около 200 графических листов. Из них около 70 позднее были переданы в коллекцию Русского музея.
Став одним из организаторов «Круга художников», Давид Загоскин в качестве творческих поездок выбирал родные места: Сураж, Шклов, село Степановка Полтавского района, где он посетил интернациональную сельскохозяйственную коммуну имени Д. Благоева, оказывавшую помощь местным крестьянам в обработке земли, к рыбакам на Ильмень. В Ленинграде новые темы и новые образы художник находил на знаменитом Путиловском заводе. Мастера «Круга» утверждали значение прежде всего монументальной станковой картины и скульптуры, но их рисунки и акварели создавались по тем же принципам «большого стиля».
После двух известных выставок Русского музея «Художники в колхозах и на индустриальной стройке» (1931) и «Художники РСФСР за ХVлет» (1932) в коллекцию музея поступили пять рисунков, четыре из которых можно увидеть на экспозиции – «Портрет комсомолки Баси. Сураж» (1930), «Колхозницы» (1930), «Путиловец» (1930) и «Озеро Ильмень» (1932). Многие работы созданы только черной акварелью и тушью, но их не случайно называют «живописными». По словам художника, «цвет нужно уметь видеть даже в черном и белом. Ничего бесцветного нет. Пятна черной акварели и туши, взятые в разной степени насыщенности, создают ощущение живописности, воздушного пространства в котором «живут» изображения людей, деревьев или механизмов заводских цехов». В своих произведениях, посвященных современникам, Загоскин старался найти и воспроизвести типические черты. Поэтому портрет юной порывистой Баси из Суража имеет уточнение «Портрет комсомолки Баси», а в композиции «Колхозницы» подчеркнуты эмоциональные жесты и позы, передающие уверенность стоящих на своей земле женщин. Их фигуры заполняют все пространство листа придавая рисунку монументальный характер. Работа «Путиловец» – лишь одна из серии, связанной с Путиловским заводом.
«Наша эпоха должна иметь свой стиль», утверждали мастера «Круга художников». Они чувствовали себя «органичными с революцией», и их искренняя вера позволяла им создавать произведения, которые стали настоящей эпохой в истории русского искусства, эпохой «советского романтизма». Выставка в Русском музее призвана показать, как Давид Загоскин, вдохновляясь мастерами «Круга» и наполняясь их идеями, обретал всё большую самобытность и творческую индивидуальность.
Выставка продлится до 14 октября 2024 года.
Фото Rusmuseum.ru