В День защитника Отечества в исполнении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра под управлением маэстро Александра Титова прозвучат шедевры русской классической музыки.
Часть программы этого концерта войдет в серию звукозаписей «Музыка военной поры», проекта, который создается Александром Титовым при поддержке Комитета по культуре с 2008 по сей день. Проект «Музыка военной поры» признан одной из самых важных и масштабных инициатив в российской академической музыке последних десятилетий, он представляет собой серию записей сочинений, написанных в годы Великой Отечественной войны. Эту антологию можно назвать бесценным документом, «музыкальной летописью» эпохи.
В рамках этого уникального проекта художественный руководитель и главный дирижер СПб ГАСО Александр Титов открывает для слушателей огромный и практически неизведанный культурный пласт, возрождая к жизни сочинения, созданные в те годы. Многие из них не издавались и не исполнялись в течение десятилетий, а ныне, благодаря инициативе Александра Титова, возвращаются к слушателю. Масштабы работы впечатляют: к настоящему времени вышли в свет уже 23 диска, записи доступны для свободного прослушивания на официальном сайте СПб ГАСО. Это уникальное собрание воскрешает целую эпоху, и создание его потребовало от дирижера колоссального труда на протяжении многих лет.
23 февраля на сцене Дворца Белосельских-Белозерских будут исполнены два великолепных инструментальных концерта: Концерт для виолончели с оркестром Николая Мясковского и Концерт-поэма для трубы с оркестром Сергея Василенко. Оба эти произведения были созданы в 1945 году, они являются истинными шедеврами в своем жанре и при этом – большой редкостью в современном концертном репертуаре. Опусы Мясковского уже были представлены в этой антологии (на дисках № 1 и № 3 звучат четыре его симфонии), а музыка Василенко будет включена в нее впервые.
Николай Яковлевич Мясковский – один из самых выдающихся русских композиторов XX века, чье творчество до сих пор остается недооцененным. В отличие от многих современников, Мясковский никогда не стремился ошеломить аудиторию новациями и дерзкими экспериментами. Композитор еще в юности избрал свой творческий путь и в течение всей жизни оставался верен себе, развивая богатейшие традиции русского симфонизма. Концерт для виолончели с оркестром примыкает к центральному для Мясковского жанру симфонии и является одним из вершинных достижений его творчества. Ему присущи лучшие качества музыки Мясковского: благородство, красота, глубокая лиричность, тонкий психологизм и безупречное композиторское мастерство. Первым исполнителем концерта на премьере 1945 года стал Сергей Кнушевицкий, а в программе 23 февраля его сыграет известный петербургский виолончелист Дмитрий Хрычёв.
Имя Сергея Никифоровича Василенко мало знакомо современной слушательской аудитории. Он был талантливым представителем русской классической школы, с золотой медалью окончил Московскую консерваторию, где его наставниками были Танеев, Гречанинов, Ипполитов-Иванов, а позднее заслужил признание как одаренный композитор, дирижер и педагог, знаток музыки старинных мастеров, русского фольклора и православного пения. Творческое наследие Василенко включает сочинения во многих жанрах: оперы, балеты и оперетты, музыка для театра и кино, оркестровые и камерные произведения, инструментальные концерты – для скрипки, балалайки, виолончели, трубы, кларнета, валторны, арфы. Концерт-поэма для трубы с оркестром ярко демонстрирует творческий стиль композитора, с оригинальной мелодикой, изобретательностью музыкального развития и колоритной оркестровкой. 23 февраля он прозвучит в исполнении Олега Гречнева.
Во второй части концерта прозвучит одна из лучших симфоний русской музыки, драматичная, наполненная глубоким чувством Симфония № 4 Петра Ильича Чайковского.
Фото Даниил Рабовский