Введенная туроператорами по России несколько лет назад система раннего бронирования по аналогии с выездным туризмом постепенно становится все менее действенной. Из почти революционного когда-то института ранние продажи превратились в своеобразный атавизм, который в большинстве компаний скорее дань традиции, чем эффективный финансовый инструмент. Тем не менее, туроператоры пока не готовы полностью отказываться от этой системы. Главное отличие раннего бронировании «по-российски» от подобной акции на выездном рынке в том, что скидку предоставляют туроператоры, а не отели. «Нам эта акция нужна для привлечения лояльных агентств и клиентов и для пополнения средств. Соответственно, в отличие от выездных компаний, наши скидки не 20-30%, как на выезде, а гораздо меньше – 14-15%», – пояснил директор компании «Мультитур» Алексей Высоканов. По его словам, за четыре года с момента появления этой акции прогресс очевиден. «На начальном этапе раннее бронирование на внутреннем рынке мало кого интересовало. Акция длилась обычно до 1 мая, а сейчас мы ее закрываем уже к 1 апреля, – рассказал он RATA-news. – В нашей компании рост объема по ранним продажам в январе составил 40%, а за первые две недели февраля – 80%». Правда, в абсолютных цифрах, как заметил собеседник, показатели не столь впечатляющи.
В компании «Дельфин» не зафиксировали в этом году заметного роста объемов раннего бронирования. «На 2012 год по всем направлениям своей работы мы заложили объемы прошлого года, и параметры раннего бронирования вполне укладываются в этот прогноз. Но даже если будет рост, он не сделает погоды – общий объем туров по ранним продажам сейчас не превышает в нашей компании 1%. И я пока не вижу причин, почему этот показатель должен вырасти», – заметил генеральный директор «Дельфина» Сергей Ромашкин. По его словам, этот механизм на рынке внутреннего туризма себя изжил.
«У раннего бронирования три основных функции. Первая – финансовая, то есть аккумулирование средств для дальнейшего вложения их в гостиничные квоты. Вторая – «развлекательная», стимуляция агентской деятельности в феврале-марте, когда продажи идут вяло. Третья – организационная, или ускорение взаимодействия с отелями, заключения с ними договоров. Сейчас первая функция фактически отмерла, так как у большинства «внутренних» операторов достаточно своих оборотных средств для проплаты мест, а две другие – не принципиальны. Но они по-прежнему «работают», так что я пока не готов расстаться с ранним бронированием», – пояснил он.
С г-ном Ромашкиным согласна генеральный директор компании «Звездный путь» Елена Бурцева. «Мы много лет пользовались этой акцией и давали до 18% комиссии, но отдача от нее все меньше. Раньше в раннем бронировании были заинтересованы санатории и отели, сейчас – нет. Основной поток приходился на Краснодарский край, сейчас он резко снизился, санатории, здравницы дают туристам возможность бронировать все самим и с той же комиссией. Ранние продажи перестали быть средством привлечения и агентств, они могут все сделать сами. Не приходится особенно рассчитывать и на получение дополнительных оборотных средств, так как агентства «тянут» с выплатами до последнего», – рассказала она.
По словам г-жи Бурцевой, туроператоры сейчас должны зарабатывать не на перепродаже мест в здравницах, а на создании своего продукта, востребованного на рынке: «Прежний туроперейтинг отмирает. Надо, например, в Сочи делать пакетные туры, включающие дорогу, трансфер, страховку. Туриста интересует готовый продукт, а не просто место в отеле со скидкой, – говорит она. – Мы готовы были в этом году вообще не анонсировать раннее бронирование. Однако окончательное решение еще не принято. Возможно, по каким-то особенно востребованным объектам мы эту акцию все-таки проведем».
Руководитель российского отдела компании «Ванд Интернэшнл тур» Елена Астахова считает, что раннее бронирование «тормозит» вообще, а в этом году – особенно, из-за излишне жестких условий. «Не все готовы рисковать, ведь акция предполагает полную оплату задолго до тура и суровые штрафные санкции в случае отказа. Поэтому, на мой взгляд, оно актуально, прежде всего, для таких направлений и курортов, которые иначе вообще трудно забронировать. Например, белорусские санатории, места в которых заканчиваются уже в начале лета, а цены сильно вырастают», – пояснила она. Еще одну причину спада популярности ранних продаж эксперт видит в том, что туристы все чаще сами организуют свой отдых. Ранним бронированием в основном пользовались те, кто хотел сэкономить, и, хотя сейчас денег у них не прибавилось, возможностей точно стало больше.
Директор компании «Соцздрав» Татьяна Попова настроена решительно: «Раннее бронирование нужно, это необходимый инструмент для того, чтобы получить необходимые средства и выкупить места в дефицитных отелях и санаториях. За счет этих средств, не привлекая кредитов, мы делаем предоплату, и я не вижу причин отказываться от этой системы. Тем более что спрос в этом году хороший, февраль очень активный, есть заявки на август, сентябрь, хотя цены по Крыму, Белоруссии, Подмосковью полностью не сформированы», – сказала она. Правда, как считает собеседница, не стоит слишком обольщаться объемами раннего бронирования: «В прошлом году в марте мы отметили 40-45% рост по сравнению с 2010 годом, однако потом спрос «сдулся», и в итоге 2011 и 2010 годы сравнялись по показателям».
Большинство туроператоров называют нынешний год непростым. «Два обстоятельства серьезно тормозят спрос, – сказал Сергей Ромашкин. – Во-первых, мартовские выборы президента, с которыми при любом раскладе связаны кадровые пертурбации, и это держит в напряжении сотни тысяч людей и их семьи. Во-вторых, как ни странно, Чемпионат Европы по футболу в июне. Опыт показал, что болеть за сборную наши предпочитают у себя дома, с кружкой пива, а не на курорте среди загорающих. Судьба сборной важнее собственного отдыха!». С другой стороны, пока ничто не говорит о том, что турфирмы теряют туристов, предпочитающих самостоятельное «плавание». «Мы анализируем данные запросов в интернете, информацию о прямых бронированиях от наших партнеров-гостиниц, обращения в турфирмы и не видим пока какого-то перераспределения спроса в ущерб турфирмам. Они востребованы так же, как и в прошлом году», – заметил г-н Ромашкин.