В конце 2011 года пользователи интернета активно распространяли ссылки на «Новогоднее обращение Медведева» (1) – рекламный ролик – пародию, над которым смеялись многие.
Однако в апреле 2013 года тем, кто поверил рекламе тревел-стартапа travelmenu.ru, создавшем эту рекламу, было не до смеха, ведь онлайн-турагентство (ОТА) Тревелменю просто испарилось, перестав отвечать на звонки и исчезнув из офиса, оставив своих клиентов и без денег, и без отдыха, пообещав на своей странице в Фейсбук «постараться вернуть долги» (2). Долги, в результате, возвращали другие компании (3), по крайней мере, частично, но никто никакой ответственности не понёс. На что пошли привлечённые 7 миллионов долларов инвестиций – осталось тайной.
Почему вспоминаем про эту историю сейчас? Дело в том что на днях разорился очередной тревел-стартап – онлайн-турагентство oktogo, сайт перестал работать а телефоны замолчали. В своё время, в 2011 году, основатель oktogo Марина Колесник потратила значительные усилия на продвижение себя и своего детища (4), в результате привлекла десятки миллионов долларов инвестиций. Теперь госпожа Колесник во всех бедах винит инвесторов (5) – «В начале 2016 года, по ее информации, MCI не поддержал новых инвестиций в развитие бизнеса компании, приняв решение о продаже» — тех самых, которые вливали миллионы долларов в её компанию. Запомним этот важный момент.
Историю проблем тревел-стартапов можно продолжить – в конце 2013 года из-за конфликта с билетным консолидатором по оплате выписанных билетов закрылся проект онлайн-турагентства по продаже авиабилетов Eviterra.ru (6), хотя на тот момент это был сайт с одним из самых удобных для пользователя интерфейсов.
Причина во всех случаях более чем прозаическая: туристический бизнес не отличается высокой маржинальностью, в случае с турами и отелями средняя комиссия редко превышает 10% от суммы чека, а для авиабилетов в большинстве случаев и вовсе отсутствует. При этом конкуренция на онлайн-рынке достаточно высока, поэтому массовое привлечение пользователей возможно либо ценой высоких рекламных затрат, либо путём демпинга, то есть продажи продукта по цене ниже себестоимости, а чаще всего — и того, и другого, то есть намеренная работа в убыток.
Постойте, но где же заработок, спросите вы. И будете совершенно правы! Целью любого классического бизнеса является извлечение прибыли. Успешность компании оценивают по тому какую прибыль она приносит своим владельцам и инвесторам. Однако в случае со стартапами ситуация напоминает зазеркалье: никого не интересует прибыль которую приносит или может принести когда-нибудь стартап. Инвестора интересует возможность перепродать долю в компании и окупить вложенные средства (чем больше — тем лучше). Основные инвесторы стартапов — венчурные фонды, то есть фонды, которые вкладывают средства в высокорисковые проекты, в которых можно с большой вероятностью потерять все инвестиции, но есть небольшой шанс получить сверхприбыль.(7)
Отсюда и вытекает главная проблема тревел-стартапа: рост любой ценой. Тревел-стартапы не хотят зарабатывать деньги, они хотят расти по количеству пользователей и обороту в надежде что их купит более крупный инвестор, и все компенсируют затраченные средства, а основатели получат доход от продажи компании. Это напоминает пирамиду — зачастую каждый следующий раунд инвестиций больше предыдущего, так, Марина Колесник сначала привлекла 5 миллионов долларов, потом 10, а потом 11. Но что произойдёт если деньги закончатся раньше того момента как найдётся очередной покупатель? Судьбы Travelmenu и Oktogo дают ответ на этот вопрос.
Однако, на самом деле ситуация гораздо серъёзнее: компании, которые не хотят зарабатывать деньги, используют демпинг и, таким образом, наносят ущерб всему рынку, на котором работают. Работая в убыток, они вынуждают другие компании вставать на ту же скользкую дорожку демпинга. Это не всегда нравится поставщикам — после случая с Эвитеррой, Аэрофлот запретил продавать билеты ниже их стоимости: объёмы это, конечно, хорошо но репутация дороже.
При этом не стоит грешить на все стартапы — основным критерием того является ли компания “стартапом” было наличие серъёзной, переворачивающей сознание инновации. Uber, Airbnb, Facebook, SpaceX — примеры стартапов которые на самом деле совершили революцию в своих сферах, или создали новую реальность. Является ли оцифровка аналогового процесса революцией, а именно этим занимались все упомянутые выше банкроты, — большой вопрос (ещё есть отличный пример Групона — акции компании, претендовавшей на революцию в продвижении товаров и услуг, давно скатилась на уровень “мусорных”, которыми торгуют ради чистой спекуляции).
Разумеется, есть и примеры весьма успешных тревел-стартапов: Priceline, внедривший революционную схему “назови свою цену”, ныне владеет booking.com и другими популярными сервисами; уже упомянутый Airbnb который соединил владельцев частного жилья с постояльцами, обеспечив также удобную и надежную схему взаиморасчетов; российский поисковик по билетам и отелям Aviasales динамично развивается, а инвестици привлек когда выручка уже перевалила за десятки миллионов долларов (8). Но реальность такова что нас больше интересует другой вопрос: какой тревел-стартап обанкротится следующим?
При составлении материала, в том числе, были использованы следующие источники:
1 — http://www.advertology.ru/article99509.htm
2 — http://tur-katalog.ru/travelmenu-bankrotstvo-ili-moshennichestvo/
3 — https://www.workle.ru/press-center/63/
5 – http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/38383.html
6 — http://www.ntv.ru/novosti/821556/
8 — http://www.forbes.ru/news/250752-poiskovik-aviabiletov-aviasales-privlek-pervye-10-mln-investitsii
Фото spider.media
Written by: Антон Горальчук
Подробно см.: http://spider.media/travel_startups_wtf/