В середине апреля ХI Круглый стол «Музей и проблемы «культурного туризма» собрал в Государственном Эрмитаже представителей учреждений культуры, высших учебных заведений и туристического бизнеса, чтобы обсудить актуальные вопросы взаимодействия музеев с посетителями-туристами и туристическими компаниями.
В ходе мероприятия прозвучало много интересных докладов, которые вошли в традиционный сборник по итогам мероприятия и с которыми мы вас традиционно знакомим. Так, о развитии культурного туризма и музеев в Калининградской области рассказала Ольга Ганн, методист по музейной педагогике ГБУК «Калининградский областной историко-художественный музей».
По ее словам, Калининградская область вошла в пятерку перспективных для развития сферы отдыха и получила статус регионов федерального значения. Калининградским государственным университетом в начале 90-х годов было выполнено рекреационное районирование территории области, определено направление рекреационного использования районов с выделением наиболее перспективных и ценных, среди которых ведущим является Приморская рекреационная зона. Правительство области для развития туристического сектора разрабатывает единую градостроительную концепцию развития побережья, привлекает на территорию области международные и российские культурные и деловые мероприятия.
Туризм в Калининградской области и в городе Калининграде является одним из приоритетных направлений развития. В начале 90-х годов в регионе преобладали так называемые «ностальгические» туры немцев, желавших побывать на земле, им когда-то принадлежавшей. Сегодня стабильно самую большую долю въездного туристского потока в Калининградскую область образуют российские туристы – 77 % (из Москвы, Санкт-Петербурга, Северо-Запада, Центральной России, Сибири) иностранцы – около 23%.
Среди иностранных туристов, посещающих Калининградскую область, туристы из Германии составляют основную долю, которая примерно равна совокупному присутствию всех остальных туристов из других стран. Увеличение туристского потока на территорию Калининградской области составляет в среднем 10-12% в год в последние несколько лет. По обобщенным данным в 2010 году Калининградскую область посетили 420 тысяч российских и иностранных туристов.
Из всех имеющихся видов туризма, по общемировой статистике, свыше 75% его объема составляет так называемый «культурный туризм». По данным комитета по туризму Калининградской области, этот процент для въезжающих туристов был значительно меньше – 36% (по данным на 2005 г.), что говорит о недостаточном позиционировании региона как богатого архитектурными достопримечательностями, а также об остроте проблемы сохранности и популяризации имеющихся памятников архитектуры.
На сегодняшний день структура туристической отрасли Калининградской области может быть представлена в различных формах. Несмотря на существующие причины недостаточно развитого «культурного туризма» в регионе (недостаточное внимание к восстановлению и поддержанию исторических и культурных ценностей, отсутствие достаточных средств на восстановление исторических памятников и развитие инфраструктуры; недостаток современных комфортабельных и сравнительно недорогих гостиниц, пансионатов, санаториев; недостаточное развитие в регионе сферы развлечений и досуга, что существенно снижает привлекательность отдыха в области), развитие «культурного туризма», направленного на посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей региона, является приоритетным.