Байкальские круизные операторы оценивают рост спроса на круизы предстоящим летом в 30%.
Увеличение бронирований и предложений эксперты связывают с переориентацией российских туристов на внутренние курорты и ростом въездного турпотока из стран азиатского региона.
До двух третей рынка легальных круизов по Байкалу приходится на долю двух байкальских туроператоров – «Истлэнд» и «Байкальская Виза». В прошлом году их услугами воспользовались более 1300 круизных туристов, причём в статистике «Истлэнда» не учитывались пассажиры однодневных водных экскурсий. Оценивать объёмы «серого» сегмента собеседники STI не готовы, отмечая при этом, что наличие таких конкурентов негативным образом сказывается как количественных показателях бизнеса, так и на его имидже.
Оценивая перспективы летнего сезона 2015 года на Байкале, эксперты обращают внимание не только на увеличение количества круизов, но и расширение границ сезонности этого вида отдыха. Как сообщили STI в пресс-службе Группы компаний «Истлэнд», из-за чрезвычайно высокого спроса на Байкал оператор запланировал семь дополнительных круизов продолжительностью три, пять и семь дней. При этом сверхплановые рейсы будут организованы не только в традиционно высокий сезон – июль-август, но и в июне, сентябре. В частности, на июнь запланировано три новых круиза по Байкалу, на сентябрь – пока один дополнительный, но во время сезона, скорее всего, появятся новые заявки. Таким образом, отмечают в «Истлэнде», сезон отдыха на круизных судах расширяется примерно на месяц. «С каждым годом круизное направление на Байкале становится всё более популярным у российских туристов. В нынешних условиях круизы являются хорошей альтернативой заграничному отдыху. Приобретая путёвку, клиент получает пакет «всё включено» (размещение, питание, экскурсии), и при этом не зависит от колебаний курса валют», - отметили представители туроператора.
В «Байкальской Визе» тенденцию роста спроса и расширения сезона зафиксировали ещё в прошлом году, когда рост числа клиентов, выбравших байкальские круизы составил 20%. «Возможно, в нынешнем сезоне мы прибавим ещё 30%, - надеется Станислав Ленник, директор туркомпании «Байкальская Виза», - но цыплят по осени считают. Потому что предварительные заявки – это ещё не основание для уверенного прогноза, поскольку 50% спроса формируется уже непосредственно в сезон». Эксперт отмечает рост числа заявок на сборные круизы. «А вот то, что касается индивидуальных – это менее прогнозируемая категория заказов. Решение об организации таких туров довольно часто принимается внезапно, без предварительных договоренностей и бронирования», - уточняет собеседник STI. Такой «фактор неожиданности» – стиль российского внутреннего туризма: иностранцы планируют круизы за полгода-год до поездки на Байкал, наши же сограждане могут принять решение, уже находясь на берегу озера.
Откроет круизный сезон на Байкале «Байкальская Виза» уже в мае – в момент схода байкальского льда. Экспедиция так и назевается – «За уходящим льдом Байкала». Всего в компании на базе собственных комфортабельных теплоходов «Сибиряк» и «Татьяна», а также девяти теплоходов и двух яхт, которые туроператор фрахтует, разработано десять программ для сборных круизов и четыре – для индивидуальных. «Изменился рынок или нет, мы почувствуем, скорее всего, не по количеству круизов, – говорит Станислав Леник, – а по их наполняемости. То есть, если будет продано более 70% мест на круизы – это неплохо. Лучше, если они будут распроданы полностью».
Компания «Истлэнд» летом 2015 года планирует провести 22 сборных круиза по Байкалу на собственных теплоходах «Александр Великий», «Николай Ерощенко» и «Империя». Однако в компании не исключают, что по итогам сезона в связи с высоким спросом эта цифра может увеличиться. «В предстоящий летний сезон мы ожидаем повышение спроса на пяти- и семидневные круизы. Такое водное путешествие позволяет туристам увидеть практически весь Байкал, а также побывать в заповедных местах, куда невозможно добраться по суше», - отметили в «Истлэнде». В этом году компания внесла изменения в программы круизов, добавив в туры сафари на джипах. Кроме того, теперь программа семидневного круиза будет включать посещение Баргузинской долины – легендарного места, где, по преданию, погребён Чингисхан. Отчасти это связано с «разворотом на восток» въездного туризма в России: если прежде основными потребителями круизного отдыха были россияне и граждане европейских стран, то теперь последние замещаются азиатами, которым, безусловно, интересно всё, что связано с историей Монгольской империи.