14 июня 2023 года проект «Остров фортов» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» подписали соглашение о намерениях по сотрудничеству в реализации музейных, просветительских и иных проектов по сохранению и популяризации истории отечественного флота и судостроения. Договоренности зафиксировали руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу и генеральный директор АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов.
«С АО «ОСК» у нас уже есть большой опыт успешного сотрудничества, за результаты которого хочется выразить отдельную благодарность Алексею Львовичу Рахманову. Мы вместе строим новый флот для Кронштадта — уже спущено на воду два современных пассажирских катамарана проекта «Котлин», буквально только что заложена вторая пара «Котлинов» и первая пара катамаранов проекта «Соммерс». Совместными усилиями был реализован уникальный проект по перемещению в Кронштадт, реставрации и музеефикации АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», ведется работа по формированию экспозиции Музея военно-морской славы. В рамках сегодняшнего соглашения мы фиксируем перспективные направления дальнейшей совместной работы: будем совместно проводить просветительскую работу, в том числе организовывать музейные проекты и экспозиции о выдающихся деятелях отечественного судостроения, кораблях-музеях, проводить тематические лекции и экскурсии, сотрудничать в продвижении активностей в области парусного и судомодельного спорта,» – отмечает руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу.
Глава ОСК Алексей Рахманов высоко оценил сотрудничество с «Островом Фортов», назвав создаваемый им в Кронштадте Музей военно-морской славы «новой туристической жемчужиной Санкт-Петербурга».
«Создаваемый Музей военно-морской славы – это новое слово в музеефикации… Мы понимаем, что только помня о нашей истории, только напоминая будущим поколениям, через что прошли наши отцы и деды, мы можем сохранить традиции, которые живы в нашем судостроении – это династии, это наставничество, это передача опыта молодым. Поэтому я надеюсь, что это соглашение ОСК с «Островом фортов» – еще один шаг в осознании величия России и всего того, что предыдущие поколения для этого величия сделали.», - отметил Алексей Рахманов.
__________________________________
Для справки:
Опыт сотрудничества проекта «Остров фортов» и АО «Объединенная судостроительная корпорация»
Строительство катамаранов
Предприятие «ОСК» — «Средне-Невский судостроительный завод» — строит для возобновленного в 2021 году проектом «Остров фортов» совместно с партнерской судоходной компанией регулярного водного маршрута между центром Петербурга и Кронштадтом шесть современных пассажирских катамаранов проекта 04580 «Котлин»». Эти суда смогут проходить под сводами петербургских мостов, обладают высокими скоростными и мореходными качествами. Пассажиры в количестве до 200 человек (в т.ч. лица с ограниченными возможностями) размещаются в комфортных условиях в салоне (150 человек) и на открытой части верхней палубы (50 человек). Максимальная скорость судна составляет 31 узел (ок. 57 км/ч). Строительство судов ведется под надзором Российского морского регистра судоходства.
Уникальность катамарана заключается в совмещении качеств речного судна с низким волнообразованием и прибрежного судна с повышенными мореходными качествами.
По условиям контракта сдача первых двух единиц запланирована на навигацию 2023 года, вторая пара будет передана заказчику в навигацию 2024 г., и третья — в мае 2025г.
Также на СНСЗ заложена первая пара экскурсионно-прогулочных катамаранов проекта 04710 «Соммерс». Они будут использоваться для перевозок пассажиров в рамках существующего экскурсионного маршрута вокруг фортов Кронштадта от причала парка «Остров фортов». Маршрут функционирует уже второй год и демонстрирует растущую популярность: за сезон навигации 2022 года им воспользовалось почти 50 тыс. человек. Кроме того, в теплое время года катамараны будут использоваться для сообщения с не имеющими сухопутной связи с Кронштадтом островными фортами «Кроншлот» и «Император Александр Первый», которые к 2026 году откроются после реставрации и музеефикации.
Катамараны «Соммерс» проектируются с учетом особенностей расположения фортов в акватории Финского залива. Так, самый первый форт Кронштадта — «Кроншлот» — имеет узкий вход во внутреннюю гавань, что делает невозможным проход существующих типовых речных судов из-за их габаритов и манёвренных характеристик. Новые экскурсионно-прогулочные суда будут обладать улучшенными мореходными качествами для акватории Финского залива и оснащаться по последнему слову техники. Каждый катамаран рассчитан на пассажировместимость до 120 человек. Первая пара «Соммерсов» выйдет на маршруты в 2024 году, вторая — в 2025 году.
Транспортировка, реставрация и музеефикация первой советской атомной подводной лодки
В III квартале 2021 года АПЛ «К-3», последние несколько лет хранившаяся на судоремонтном заводе «Нерпа» в городе Снежногорске Мурманской области, была передислоцирована в Кронштадт, чтобы стать центральным объектом Музея военно-морской славы. На Кронштадтском морском заводе она прошла этап подготовительных работ: корпус АПЛ был заново окрашен, его дефектные части, сильно корродировавшие за десятилетия — заменены. После этого лодка была отбуксирована от Зимней пристани Кронштадта в акваторию Выборгского судостроительного завода, где в рамках морской части операции по перемещению в Музей была погружена на баржу «Атлант» для дальнейшей транспортировки в кронштадтский терминал «Моби Дик», разделена по отсеку-донору и частями перемещена в течение четырех ночей по улицам города к зданию Музея. Инженерно-логистический проект транспортировки АПЛ «К-3», не имеющий аналогов в мире, разрабатывался в течение нескольких месяцев. В результате была создана оригинальная схема, безопасная для экологии Финского залива, оптимальная по срокам и затратам и сочетающая морские операции с сухопутной перевозкой по улицам Кронштадта. Сухопутная часть операции стало беспрецедентным мероприятием: никогда ранее такое большое судно сухим путем не перевозилось (общая длина более 107 м, полное водоизмещение порядка 4750 тонн, масса — 2558 тонн).
В октябре 2022 года «К-3» заняла свое место в Музее. В настоящее время на лодке завершаются финальные работы перед реставрацией: восстановлен легкий корпус, подъемно-мачтовые устройства – стабилизаторы, винты, рули. Обследование внутренних помещений лодки показало, что порядка 70% оборудования было утрачено или повреждено настолько, что не подлежит реставрации – в рамках проекта будет восстановлено все самое важное и интересное. Началась реставрация интерьеров и формирование внутренней экспозиции «К-3» с акцентом на максимальную историческую идентичность. Как центральный экспонат, К-3 «Ленинский комсомол» и история его славного пути будут отражать главные темы Музея военно-морской славы - историю технологий и людей на флоте. В качестве центрального экспоната АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» станет доступна для посещения с открытием Музея военно-морской славы летом 2023 года.
Фото https://clck.ru/34hyhY