Речники просели на топливе. Круизные перевозки могут стать убыточными

Первый после крушения "Булгарии" сезон речных пассажирских перевозок рискует обернуться убытками для оставшихся на этом рынке игроков. Причиной может стать неуверенный спрос на круизы, росту которого препятствуют продолжающиеся холода и повышение цен на судовое топливо. Основной удар примут на себя лидеры этого бизнеса — компании Владимира Лисина и Романа Троценко. Но поднимать цены для компенсации недополученной прибыли они не собираются. Представители транспортного холдинга UCLH Владимира Лисина и группы компаний "Московское речное пароходство" (МРП), подконтрольной Роману Троценко, рассказали "Ъ", что в новом сезоне топливо для речных судов может оказаться почти на 30% дороже, чем в прошлом году. "В августе прошлого года 1 тонна топлива стоила 23 тыс. руб., сейчас цены выросли до 29-30 тыс. руб., и есть все предпосылки, что рост цен продолжится",— пояснил глава МРП Константин Анисимов, оценивая долю топливных расходов в себестоимости перевозок на уровне 40%. 

В результате прибыльность пассажирского судоходного бизнеса может снизиться или даже обернуться убытками, считает топ-менеджер. Дело в том, что крупные компании заранее продают основной объем своих провозных емкостей. Так, МРП, пассажирский дивизион которого в основном зарабатывает на туристических круизах для иностранцев между Москвой и Петербургом, продает емкости на следующий год уже весной текущего. То есть сейчас подписываются контракты на перевозки в 2013 году. "В 2011 году мы продавали емкости исходя из того, что цена топлива будет на уровне 25 тыс. руб. за 1 тонну",— уточняет Константин Анисимов. Это позволило бы обеспечить рентабельность бизнеса на уровне 10%. Но цены на топливо выросли, а контракты не предусматривают их индексации. Факт роста цен на топливо подтверждают и в UCLH, но не раскрывают его уровень. "Структуры Владимира Лисина, используя кредитные ресурсы, обычно закупают топливо зимой, хеджируя тем самым риски повышения цен",— объясняет "Ъ" один из игроков рынка. 

В Argus "Ъ" подтвердили рост цен на судовой дизель. За год (с апреля по апрель) цены на дизель в Новороссийске увеличились с $800 до более чем $1 тыс. за 1 тонну. В агентстве отметили, что рост "отражает динамику европейских цен на топливо". 

Спрос на пассажирские речные перевозки тоже вызывает вопросы. В UCLH, где значительную часть билетов на туры Волжского пароходства продает входящая в тот же холдинг компания "Водоходъ", утверждают, что предварительные продажи, стартовавшие еще осенью прошлого года, "неплохи". Но обычно показательными для рынка являются продажи и старт туров в период майских праздников, а сейчас из-за затянувшихся холодов спрос на них невелик, уточняют в МРП. В целом представители обеих компаний рассчитывают, что по объемам перевозок этот сезон будет "не хуже прошлого", который оказался фактически сорванным из-за случившейся 9 июля 2011 года катастрофы двухпалубного судна "Булгария" (погибло 122 человека). В прошлом году компании перевезли около 350 тыс. пассажиров на круизных судах. Из них около половины пришлось на холдинг Владимира Лисина, четверть — на МРП. 

При этом компании не собираются повышать цены на туры, так как это приведет к "критической недозагрузке судов". Способы компенсации недополученной прибыли пока не определены, но среди вариантов участники рынка называют сокращение объема выплат сотрудникам, отмену рейсов с минимальной загрузкой. 

В целом же представители судоходных компаний признают, что емкость их рынка год от года продолжает падать. "Обычно каждый год количество судов и компаний, занимающихся этим бизнесом, снижается где-то на 10%",— говорит Константин Анисимов. В прошлом году падение было сильнее — сказались ограничения на использование судов определенных типов, введенные после катастрофы "Булгарии", а также потеря еще нескольких судов из-за пожаров. "Без господдержки отрасль может остаться на грани выживания",— считает господин Анисимов. 

Основные игроки уже обратились с рядом предложений в правительство. На последнем заседании комиссии по транспорту РСПП было предложено ввести выпуск "специального вида судового дизельного топлива, цена на которое по аналогии с практикой европейских стран должна устанавливаться с нулевой ставкой акциза", а также организовать государственную лизинговую компанию, которая бы специализировалась на финансировании проектов по созданию современного пассажирского флота. Решений по этим предложениям пока не принято.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Транспорт»

Ноябрь 15, 2024 - 11:05

Обновление причала "Адмиралтейство" запустили в центре Петербурга, сообщает пресс-служба городской администрации в среду.

 

Октябрь 29, 2024 - 12:00

О действии невозвратных тарифов РЖД в 2025 году. Предложение позволяет получить скидку 20% при покупке билета:

 

Октябрь 29, 2024 - 11:39

С 1 января 2025 года в Ленинградской области в рамках транспортной реформы поменяется работа региональных маршрутов общественного транспорта: на 90 региональных маршрутов выйдут 450 новых автобусов.

 

Октябрь 25, 2024 - 12:53

Авиакомпания «Россия» (Группа Аэрофлот) на VI федеральном форуме «Производительность 360» представила опыт внедрения концепции бережливого производства.