С закрытием навигации компании, специализирующиеся на речных круизах, подсчитывают объемы перевозки и прибыль. С первым показателем, на первый взгляд, все в порядке. По словам экспертов, этот сегмент туристического рынка отличается от массовых видов отдыха тем, что демонстрирует прирост турпотока из года в год. Даже в кризис. Даже в пожары. Здесь своя публика, которая, как горнолыжники, ни при каких обстоятельствах не «соскочит» с любимого времяпровождения в отпуске, то есть с палубы теплохода. Однако минувший сезон все-таки был отмечен некоторыми особенностями. «Прежде всего, сократилось количество заявок на дорогостоящие (от 65 тыс. рублей) продолжительные круизы (18–19 дней). Например, классический маршрут Москва – Астрахань – Москва», – рассказал гендиректор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Пик спроса пришелся на туры средней продолжительности, от пяти до десяти дней. Причем они были востребованы настолько, что по сравнению с прошлой навигацией общий поток клиентов увеличился на 10–15%. Год назад прирост был скромнее: плюс 5%. В самарской круизной компании «СамараТур» согласны с цифрами, причем констатируют, что прибыль при росте числа туристов не выросла. А объясняют такой «феномен» тем, что туроператоры стали осторожнее подходить к формированию цен. В результате стоимость круизов в ушедшем сезоне повышалась «точечно» на определенные категории кают, а на какие-то даже снижалась. Корректировка также происходила с учетом провальных дат. Такой политики «речники» намерены придерживаться и в будущем году. Это подтвердил и коммерческий директор «ВодоходЪ-Москва» Андрей Смолин: «Продажи на навигацию-2011 мы начали с 1 августа. Цены скорректировали не «оптом» а только на отдельные теплоходы. Повышение составило примерно 5%. Пересматривать их, по крайней мере до окончания новогодних праздников или даже до весенних выставок, не собираемся».