Речные круизы для иностранцев: что это, сколько стоит и как туда попасть

 Тишина на борту, долгий ужин, минимум молодежи – некоторые иностранцы так путешествуют по рекам России. Сколько стоят такие круизы, как их воспринимают зарубежные туристы и почему на этих лайнерах практически нет россиян – в материале АТОР.

В 2018 году в круизы по рекам России отправилось более 86 тыс. иностранных туристов, а в этом сезоне туроператоры наблюдают увеличение иностранного турпотока в среднем на 10-15%.

В общем количестве круизов иностранцы составляют примерно треть от всех круизных туристов, но по-прежнему не превышают 1% от всех интуристов в России. Впрочем, эксперты круизной отрасли уверены, что эта доля вырастет.

АУДИТОРИИ НЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ. НО ДЕЛО НЕ В ЦЕНЕ

В круизах с иностранными туристами практически не бывает наших соотечественников. Более того, многие теплоходы продаются исключительно на иностранном рынке и, в зависимости от востребованности сезона, могут совсем не работать для внутренних туристов. Даже если такие продажи открываются, то выбор кают будет уже невелик, а путешествие с иностранной группой обойдется россиянину в среднем на 20-25% дороже, поскольку оно почти всегда проходит на теплоходах высших, «люксовых», категорий.

Поскольку география речных круизов достаточно широка, а на цену влияет и тип каюты, вывести некую «примерную» стоимость круиза для иностранцев сложно. Тем не менее, эксперты сходятся во мнении, что недельный тур по маршруту Москва – Санкт-Петербург с полным пакетом услуг для иностранца составит в среднем 1500-2000 евро на человека. Для россиян на таком теплоходе цена, естественно, меньше не будет.

Но, по мнению круизных компаний, дело не в цене. Основная причина того, что российские и иностранные аудитории почти не пересекаются, заключается в том, что сам отдых понимается ими совсем по-разному.

ЧТО ТАКОЕ КРУИЗ «ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ»

«Российские круизы – это всегда активная и шумная компания, где много детей, подростков и куда нередко отправляются целыми семьями», – говорит Светлана Гончарова, заместитель директора по туризму круизной компании «Мостурфлот».

«На борту для россиян всегда много занятий – спорт, танцы, мастер-классы, игровая комната, есть даже мужской клуб, одним словом, жизнь кипит. Иностранцы, которые приезжают на реки России – это в основном неторопливые пожилые пары, которые предпочитают совершенно другой отдых», – поясняет она.

«Типичный иностранный турист на круизном речном лайнере – это состоятельный пенсионер, готовый к новым визуальным впечатлениям, но отдающий предпочтение спокойному, комфортабельному отдыху», – подчеркивает Екатерина Лимонова, директор по въездному туризму компании «ВодоходЪ». Поэтому речной круиз в России для зарубежных гостей – это тишина на борту, мало информации, звучащей по радио (поскольку иностранцы предпочитают слушать звуки реки). Из «анимации» бывают элегантные музыкальные выступления, например, вечера русского романса, лекции по фольклору, традициям и искусству, мастер-классы по росписи матрешек и т. д.

Даже обслуживание в ресторане происходит по-разному: иностранцы принимают пищу долго, поэтому обслуживание там более медленное, а россияне всегда торопятся и едят очень быстро.

Кстати, меню тоже различается – французам, например, в соответствии с их традицией питания, супы подаются на ужин, а не во время обеда. И конечно, всем иностранцам обязательно предлагаются блюда традиционной русской кухни – пельмени, борщ и пр.

Можно ли попасть в такой круиз российскому гражданину? Да, если совпадают наличие свободных кают и готовность выложить немалую сумму.

«Хотя компания специально и не практикует совмещенные круизы, но всегда найдет, что предложить российским туристам, предпочитающим размеренный отдых высокого уровня комфорта вместе с иностранными клиентами», – говорят в «Водоходе».

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТУРИСТОВ СРЕДИ ИНОСТРАНЦЕВ НЕТ

По данным ФГБУ «Канал имени Москвы», 95% всех иностранных пассажиров на российских речных маршрутах составляют граждане Германии, Франции, Италии и Испании. Также много туристов из Бельгии, США, Австралии и Великобритании.

Последнее время наблюдается рост туристов из Азии, особенно из Китая – на 20-25% ежегодно. Помимо этого, на реках России в круизах уже побывали представители Вьетнама, Мальты, Бразилии, Канады и, разумеется, скандинавских стран. Большинству из них требуется виза, поэтому все туроператоры оказывают соответствующую визовую поддержку и языковое сопровождение.

«Существует два формата работы», – поясняет Андрей Михайловский, генеральный директор Круизного центра «Инфофлот». «Первый предполагает, что иностранная компания берет блоки мест или полностью фрахтует теплоход, а второй – когда сама российская круизная компания напрямую продает круизы иностранным туристам», – поясняет он. В любом случае для оформления визы круизные компании готовят необходимые документы и высылают подтверждение бронирования круиза своим партнерам или прямым туристам.  

Как отмечают эксперты, среди иностранцев самостоятельные круизные туристы – большая, даже чрезвычайная редкость, хотя туроператоры размещают всю информацию на англоязычных вариантах своих сайтов и даже предоставляют возможность оплаты онлайн.

«Самостоятельных туристов крайне мало по одной причине – они ничего о нас не знают», – говорит г-жа Гончарова, подчеркивая, что круизному бизнесу необходимо качественное продвижение за рубежом.

ЯЗЫКИ РЕЧНОГО КРУИЗА

Формируются все круизные иностранные группы по языковому принципу, за каждой из них закрепляется гид, говорящий на родном языке туристов. Он сопровождает их во время всего тура, начиная от встречи в аэропорту.

«Для иностранцев ключевым  фактором при выборе круизного оператора является обеспечение языковой среды, как на борту теплохода, так и во время всего тура», – подчеркивает г-жа Лимонова.

По словам круизных туроператоров, привлечение гида с любым, даже самым «экзотическим» языком уже давно не вызывает проблем. Помимо обязательных английского, немецкого, французского, испанского и итальянского, в отечественных круизах уже обеспечивали переводчиков с вьетнамского и даже фарси.

Знание языков – обязательное условие работы и для членов команды в иностранном круизе. Туроператоры часто приглашают студентов старших курсов лингвистических ВУЗов, которые таким образом проходят летнюю практику. Они работают на ресепшн, в информационных центрах и иногда в ресторане. Кстати, это не обязательно московские студенты – «Мостурфлот», например, сотрудничает в этих вопросах с Пятигорским государственным университетом.

ОСНОВНЫЕ МАРШРУТЫ ИНОСТРАНЦЕВ НА РЕКАХ

Самый популярный маршрут для иностранных круизов по-прежнему является Москва – Санкт-Петербург, который длится в среднем 7 дней и включает в себя длительные стоянки и обзорные экскурсии в городах. По мнению туроператоров, это самый «раскрученный» и узнаваемый российский маршрут за рубежом.

Тем не менее, иностранцы хорошо знают и любят Волгу – совершают речные вояжи до Астрахани, посещают города Большого Золотого Кольца, а некоторые уже решаются на более экзотические путешествия. В «Мостурфлоте», например, уже не первый год принимают группу туристов из Дании (почти 20 человек), которые первый раз дошли до Астрахани, в этом году взяли круиз до Перми, а на следующий год забронировали Соловки.

«Как правило, круизные туристы из-за рубежа – это «космополиты», которые путешествуют по несколько раз в год и каждый раз выбирают для отдыха новое направление», –  подчеркивает г-н Михайловский.

Именно поэтому у иностранных круизных пассажиров на российских реках возвратность довольно низкая. «Для зарубежных гостей круизы по России – это не «вид отдыха», как для россиян, а один из многих способов знакомства с миром, просто очередное путешествие», – заключает Светлана Гончарова из «Мостурфлота».

ПРОИГРЫВАЮТ ЛИ КРУИЗЫ ДЛЯ РОССИЯН ПО СЕРВИСУ?

Все российские круизные туроператоры подчеркивают, что линейка маршрутов и сервисов на борту для российских туристов у них несравнимо больше, чем для иностранных гостей.

«Для российских туристов представлена широчайшая сеть маршрутов, различных по направлениям и продолжительности, на любой вкус и кошелек, детальная экскурсионная программа и тематические рейсы», –  подчеркивают в «Водоходе».

Кроме того, российские туристы часто оказываются более требовательными к обслуживанию на борту – именно для них каждый год обновляют творческие мастер-классы, готовят специальное детское меню, проводят конкурсы «Чистые тарелки» с призами, чтобы помочь родителям накормить маленьких детей, делают выставки репродукций картин на теплоходах и приглашают профессиональных искусствоведов, историков, философов и даже космонавтов для проведения интеллектуальных встреч.

Помимо этого, сейчас туроператоры нередко делают акцент на подрастающем поколении россиян, готовя, таким образом, своих постоянных клиентов в будущем. Для них работают детские комнаты и клубы, есть отдельная анимация.

«Наши путешествия нравятся подросткам, для которых мы организуем массу развлечений на борту, они хотят отправиться в него снова, поэтому нередко становятся главными инициаторами следующего круиза. Так что возвратность русских семейных туристов, в отличие от иностранных, сейчас очень высока», – резюмирует г-жа Гончарова.

Ольга Пегасова, корреспондент «Вестника АТОР»

Фото: Вестник АТОР

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Круизы»

Ноябрь 23, 2024 - 19:38

- Стоимость билета - от шести тысяч рублей за сидячее место, от 20 тысяч в каюте и 30-35 тысяч за автомобиль в зависимости от размера транспортного средства, - рассказал директор по направлению развития морской транспортной инфраструктуры Черноморского Союза промышленников и предпринимателей Сергея Туркменян.

 

Ноябрь 16, 2024 - 17:47

Городской причал "Летняя пристань" в Кронштадте для швартовки пассажирских судов планируют организовать к следующему сезону, сообщил заместитель директора Агентства внешнего транспорта Петербурга Дмитрий Куклин.

 

Ноябрь 16, 2024 - 10:10

На Пермской судоверфи (входит в компанию Emperium, часть Sitronics Group) началось строительство круизного пассажирского судна на электродвижении проекта ТФРП 700 «Байкал» на класс Российского морского регистра судоходства (РС, Регистр). 

 

Ноябрь 15, 2024 - 10:37

Судоходные компании Петербурга в новом навигационном сезоне сумели нарастить объемы пассажироперевозок и обогнать инфляцию. Правда, опередили ее всего на 2,7 процентных пункта.