Круизные теплоходы заполнены лишь на 50-70%, туроператоры пытаются спасти продажи небывалыми для речников спецпредложениями Отпраздновав в начале этой недели свой профессиональный День работников морского и речного флота, туроператоры по речным круизам подвели предварительные итоги первой половины текущей навигации. При этом «истерия» в СМИ, связанная с прошлогодней трагедией теплохода «Булгария», по-прежнему дает о себе знать: с одной стороны, нарастает количество необоснованных придирок к теплоходам со стороны властей, в связи с чем туроператорам приходится снимать корабли с рейсов, с другой стороны, туристы стали запуганными и боятся отправляться в речные путешествия.
Еще одной ложкой дегтя стал сильный демпинг, охвативший круизный рынок. «Предварительные продажи шли бойко, с осени отмечался рост турпотока, однако с наступлением сезона навигации эйфория спала, новые клиенты почти не появляются», - рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Андрей Смолин, директор по внутреннему туризму туркомпании «ВодоходЪ». По словам г-на Смолина, с июня теплоходы ходят плохо загруженные. «Если раньше в регионе Питера в июне-июле корабли были загружены на 100%, то сейчас - лишь на 50-70%, и такая ситуация наблюдается по всему круизному рынку», - отметил собеседник. Также г-н Смолин рассказал, что два новых судна, которые были в эксплуатации, пришлось снять с продажи в московском регионе – сейчас корабли находятся в затоне из-за необоснованных придирок проверяющих органов.
По словам Александра Сахарова, гендиректора туркомпании «Инфофлот» (провела в День речника рекламный круиз для журналистов на теплоходе «Н.А. Некрасов»), недобор туристов по сравнению с аналогичным сезоном прошлого года составляет 20%. Падение спроса на круизы туроператоры объясняют несколькими факторами. Во-первых, снизилась общая платежеспособность туристов. «Из-за обилия более дешевых предложений на туррынке речной круизный рынок ощутимо просел», - пояснила Лариса Светлова, старший менеджер по работе с клиентами туркомпании «Турфлот». Более того, круизный сектор страдает от сильного демпинга, разрушающего рынок на корню. «Если в прошлом сезоне скидки были завуалированы, то в этом году они официально достигают уровня 20-30%, а некоторые туроператоры даже обратились к купонным сервисам. Так можно подвести постоянных клиентов, приобретающих туры заранее, разрушив систему раннего бронирования. Ёмкость рынка за счет демпинга не увеличится.
Сейчас идет перетягивание туристов с одного теплохода на другой. А ведь наш рынок, из-за его специфики, остро нуждается в клиентах, приобретающих туры заранее, с сентября, для проведения межнавигационного ремонта кораблей», - отметил г-н Смолин. Кроме того, по данным Ларисы Светловой, в последнее время произошло резкое повышение цен на топливо: если раньше тонна дизтоплива стоила 23 тыс. руб., то теперь её стоимость достигла 30 тысяч. Во-вторых, представители власти и ряда СМИ всеми способами стараются сформировать в сознании туристов негативное представление о рынке речных круизов. «Совсем недавно по ТВ показали разоблачительный сюжет: сначала спрятали спасательные жилеты, унесли их в коридор, а потом поведали всему миру об их отсутствии, а корреспондентка одной газеты проработала официанткой на круизном теплоходе и описала свои впечатления в шести статьях в жанре фильма ужасов. И люди стали бояться. Это очень печально», - посетовал Александр Землянский, гендиректор туркомпании «Речфлот».
Более того, по словам собеседника, надзор за судами и их оборудованием ужесточен до безумных и абсурдных пределов. «Результатом этого стал поздний выход теплоходов, вместо мая многие суда вышли в июне, рейсы были отменены, туристы разочарованы. Из-за этого могут упасть ранние, зимние продажи на следующий год», - заключил эксперт. Г-н Сахаров также поведал печальную историю уже упоминавшегося выше судна «Н.А. Некрасов», которому письмом «свыше», впрочем, не имеющим никакой юридической силы, запретили осуществлять рейсы по маршруту Москва-Петербург. «Мы шокированы сложившейся ситуацией и не понимаем, чем обусловлена такая «выборочность». Нас ставят перед фактом, что мы можем разбираться только через суд, а этот процесс может затянуться на годы. Самое печальное, что это не единичный случай», – посетовал собеседник.
При этом в целом речные круизы безопасны, заверяют туроператоры, и это подтверждается статистикой. «Состояние судов освещается в СМИ негативно, по отзывам уборщиц – видимо кому-то выгодно подрывать круизный рынок. Так, сообщалось, что 809 теплоходов не были готовы к эксплуатации, хотя не уточнялось, что речь шла о грузовых судах, а пассажирские корабли в этом году все вышли в навигацию. Лайнеры проходят очень строгий досмотр, вплоть до наличия дохлых мух в плафоне ламп»,- заметил г-н Смолин.