Открытие речной круизной навигации намечено на 24 апреля, но уже сейчас по раннему бронированию выкуплено более 50% всех круизов. Туроператоры не спешат делать оптимистические прогнозы на сезон – хороший спрос стимулируют в основном постоянные клиенты с большим размером суммарной скидки и иностранцы.
В этом году раннее бронирование речных круизов по России показало рост продаж в среднем на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилась и его глубина. Уже сейчас наиболее востребованные летние круизы продолжительностью 7-14 дней выкуплены более чем на 50%. Такую активность речные туроператоры связывают, прежде всего, со скидками и желанием постоянных клиентов выкупить круиз заранее.
«Мы значительно увеличили скидку раннего бронирования еще в июле прошлого года», – говорит Светлана Гончарова, заместитель генерального директора по туризму круизной компании «Мостурфлот». «На старте продаж она составляла 15%, сейчас уже 3-5%, но бронирования идут в основном за счёт постоянных клиентов», – отмечает она.
В конце февраля «длинные» круизы летней навигации уже выкуплены на 50-80% (в зависимости от длительности) практически по всем направлениям, короткие - на 30%
По данным компании «Мостуфлот», в конце февраля «длинные» круизы выкуплены на 50-80% (в зависимости от длительности) практически по всем направлениям, что подтверждают и представители туроператора «ВодоходЪ».
«Процент забронированных туров зависит от расписания конкретного теплохода»,– уточняет Андрей Смолин, коммерческий директор компании «ВодоходЪ». «Например, теплоходы, в расписании которых имеются более длительные круизы, загружены сейчас на 50%, а с непродолжительными рейсами – на 30%»,– уточняет он.
Значительный рост стоимости топлива, который произошёл в прошлом году, повлиял, по мнению экспертов рынка, на структуру спроса этого года. Круизные туроператоры отмечают высокую активность постоянных клиентов и… практически полное отсутствие новых туристов.
Возможно, их отпугивает цена – уже летом прошлого года цены на круизы сезона-2019 поднялись на 25%, а сейчас, с учётом динамического ценообразования и ещё одного скачка цен на дизтопливо на 7% в начале этого года, они выросли ещё больше.
Сейчас хороший спрос поддерживают только скидки раннего бронирования, суммирующиеся с прочими привилегиями постоянных клиентов, но оценивать перспективу предстоящего сезона по ним нельзя.
«Основным фактором, влияющим на спрос, является цена круиза, а в сложившейся ситуации резкого подорожания топлива сделать её приемлемой для клиентов могут только увеличенные скидки раннего бронирования», – говорит господин Смолин. «Каким образом будут идти продажи дальше, мы будем смотреть по факту», –добавляет он.
Туроператоры надеются, что рост цен на топливо удастся стабилизировать: сейчас, несмотря на общую позитивную динамику в сегменте, рентабельность продаж речных круизов стремится к нулю
«Прогнозы существуют разные, – говорит Андрей Михайловский, генеральный директор Круизного центра «Инфофлот». – Мы надеемся, что удастся стабилизировать рост цен на топливо, поскольку сейчас, несмотря на общую позитивную динамику в сегменте, рентабельность продаж речных круизов стремится к нулю», – считает он.
Согласно данным «Водохода», в конце февраля средняя цена круиза продолжительностью 7 дней в двухместной каюте со всеми удобствами составляет в среднем в 58 000 рублей на человека. В Круизном центре «Инфофлот» говорят о 4,5-5 тыс. рублей на человека в сутки при полном пансионе, экскурсиях и развлекательной программе.
Подорожание круизов, вероятно, стало причиной ещё одного нового явления этого года – роста спроса москвичей на круизы из регионов. Туроператоры связывают это с тем, что люди стремятся сократить продолжительность путешествия и за более короткий промежуток времени посмотреть города в низовьях Волги, путь до которых из Москвы достаточно долог из-за прохождения шлюзов.
Еще один тренд – необычайно активное бронирование круизов на майские праздники. Традиционно они не пользовались большим спросом по раннему бронированию из-за непредсказуемости погоды. Но из-за увеличенной скидки со стороны туроператоров, эти круизы уже распроданы как минимум на 60%.
Большой популярностью у туристов в этом году пользуются и новые теплоходы, и новые маршруты – те, которые появились на рынке впервые или после долгого перерыва.
Так, знаменитая «Московская кругосветка» «Мостурфлота», которую было решено возродить в этом году, уже показала стремительный рост продаж. На маршруте будут работать теплоходы «Сергей Образцов», который уже фактически объявлил стоп-сейл, и «Сергей Есенин», ранее работавший исключительно с иностранцами – здесь уже выкуплено более 70% кают.
Помимо «кругосветки», «Сергей Есенин» дважды пройдёт в этом году по ещё одному возрождённому маршруту с заходом в Волхов и остановкой в Великом Новгороде. Загрузка на этих рейсах уже превышает 50%, хотя стоимость путешествия на этом теплоходе в среднем выше на 10% по сравнению с другими судами компании, работающими на внутреннем рынке.
На данный момент уже на 90% выкуплены круизы в Пермь, на 80% - на Соловки (с водным маршрутом до Медвежьегорска), на 80-85% в Астрахань
Практически полностью раскуплены каюты и на теплоходе «Семен Буденный» туроператора «ВодоходЪ», который будет выполнять новый маршрут из Самары к Соловецким островам.
Повышенный спрос у речных туроператоров наблюдается и на многих других направлениях. Так, на данный момент уже на 90% выкуплены круизы в Пермь, на 80% - на Соловки (с водным маршрутом до Медвежьегорска), на 80-85% в Астрахань. Традиционно быстро выкупаются и маршруты Москва – Санкт-Петербург.
Как отмечают туроператоры, в первую очередь на теплоходах заканчиваются одноместные каюты, поскольку людей, путешествующих в одиночку, очень много. Кроме того, большой популярностью пользуются наиболее выгодно расположенные каюты, удалённые от общественных помещений и с хорошим обзором. Каюты с частичными удобствами или без них пользуются спросом всё реже, всё выше спрос на размещение повышенной комфортности.
Каюты с балконом – хит продаж уже не первый год, но в этом году спрос на них еще вырос. Так, например, на модернизированном и достаточно дорогом теплоходе «Сергей Есенин» компании «Мостурфлот» каюты с балконом выкупаются в первую очередь, и на ряде рейсов таких предложений вообще не осталось. Из-за высокого спроса туроператор «Инфофлот» увеличит в этом году количество таких кают на теплоходах «Лунная Соната» и «Василий Чапаев».
В первую очередь на теплоходах заканчиваются одноместные каюты, поскольку людей, путешествующих по рекам в одиночку, очень много. Ажиотажный спрос - и на каюты с балконом
Впрочем, экономия коснулась и круизного сегмента. Отмечается рост и в более доступной категории «комфорт», как например, на теплоходе «Александр Суворов» туроператора «ВодоходЪ», который, по свидетельству Андрея Смолина, стал хитом продаж нынешнего сезона на рейсах из Казани.
«На теплоходах класса 92016 есть вариант с более экономичным размещением – двухъярусные двухместные и трехместные каюты, более доступные, чем вариант с одноярусным размещением», – говорит господин Смолин, констатируя, что на сегодняшний день спрос на такое размещение выше в среднем на 40% по отношению к прошлому году.
Иностранцы более активно, чем ранее, бронируют в этом году круизы по России. «Мостурфлот» говорит о росте продаж на 10%, а «Водоход» – на 16%. Лидируют здесь как обычно немцы и французы, причём последних в новой навигации будет заметно больше. Туроператоры связывают это с прошедшим в России Чемпионатом мира по футболу как примером хорошей рекламы страны.
Самым популярным направлением у иностранцев остаётся маршрут Москва-Санкт-Петербург, где уже выкуплено более 70% кают от всего объема. Сюда туроператоры ставят дополнительные суда
Самым популярным направлением у иностранцев остаётся маршрут Москва-Санкт-Петербург, где уже выкуплено более 70% кают от всего объема. На этом классическом маршруте в предстоящем сезоне добавится ещё один теплоход - «А.С. Пушкин» (бывший «Глеб Кржижановский») туроператора «Мостурфлот». На обновлённом судне уже заканчивается косметический ремонт, и тематика общественных пространств будет посвящена «Пиковой Даме» и сюжетам сказок Пушкина.
Также в этом году с иностранным рынком снова будет работать ещё один теплоход компании «Мостурфлот» – «Леонид Красин», который начнёт совершать совмещённые рейсы с иностранными и российскими туристами. В частности, он отправится на Валаам – второе по популярности после Петербурга направление у иностранцев.
К предстоящему сезону компании подготовили и новые программы для своих туристов. Например, на теплоходах «Мостурфлота» в рамках «Русских сезонов» будут обыгрываться русские сказки: в виде квестов, шутливых заданий и настоящей «сказкотерапии» для детей и взрослых. А сопровождать пассажиров на борту будут сказочные герои.
Большую ставку в компании делают и на круизы в Великий Новгород. Их маршрут пролегает по древнему пути «из варяг в греки» и связывает 4 исторические столицы – Москву, Санкт-Петербург, Старую Ладогу и Великий Новгород.
Компания «Водоходъ» предложит своим пассажирам тематические программы «Школа долголетия», «Назад в СССР», а также скидку в 10% для многодетных семей.
А в «Инфофлоте» в этом году выходит новый проект – трехпалубный теплоход «Северная сказка» (прежнее название «Карл Маркс»), чьё имя и образ связаны с географией маршрутов. Этот теплоход будет ходить, в частности, по Соловецким островам и другим жемчужинам Северо-Запада России.
Фото: Вестник АТОР