Заявления Роспотребнадзора и Ростуризма после приостановки авиасообщения с Турцией и Танзанией противоречат друг другу. В отсутствие единого нормативного документа турбизнес вынужден сам трактовать заявления регуляторов.
После объявления Оперштаба по предотвращению коронавируса о приостановке авиасообщения с Турцией и Танзанией никакого нормативного документа не последовало. Соответственно, основными указаниями к действию в нынешних условиях остаются заявления Ростуризма и Роспотребнадзора. По словам основателя юридической компании «Персона Грата», руководителя комитета РСТ по правовым вопросам Георгия Мохова, распоряжение правительства или постановление по ситуации с приостановкой авиасообщения с Турцией и Танзанией, в отличие от предыдущих аналогичных случаев, в этот раз не принимались, так как мы сейчас живем в чрезвычайных пандемических условиях.
«С юридической точки зрения, то есть в рамках обычной жизнедеятельности, должен был быть указ президента об ограничении сообщения и соответствующие указания, как, например, пять лет назад в ситуации со сбитым в Турции российским самолетом. А сейчас у нас всего лишь публикации на сайтах ведомства, но они имеют правовую силу. Нормативное исполнение рекомендаций Оперштаба по противодействию коронавирусу возлагается сразу на Роспотребнадзор и Ростуризм», – пояснил он на своей странице в фейсбуке.
Однако дело не в иерархии. Проблема в том, что сообщения двух этих ведомств если не противоречат друг другу, то, как минимум, допускают разное толкование. Заявление Роспотребнадзора от 13 апреля озаглавлено «Об угрозе безопасности жизни и здоровья потребителей туристских услуг, выезжающих на территорию либо находящихся на территории Турецкой Республики». И название, и текст автоматически отсылают к статье 14 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» (№ 132-ФЗ), которая предусматривает полный возврат средств за туры при расторжении договора до начала путешествия.
А Ростуризм и в своем первом заявлении, которое вышло до Роспотребнадзора – сразу вечером после объявления Оперштаба о закрытии направлений, и во втором, вышедшем 13 апреля после заявления Роспотребнадзора, делает акцент на временной приостановке авиасообщения, не указывая на угрозу. Что само по себе парадоксально – во всех аналогичных случаях прежде, если Роспотребнадзор указывал на угрозу, Ростуризм незамедлительно занимал ту же позицию. Что это – нескоординированность ведомств или нечто другое?
И в самом деле, о какой угрозе безопасности и жизни может идти речь, если авиасообщение с Турцией не прервано, сохранены, хотя и в усеченном виде, рейсы обоих национальных перевозчиков, и при желании можно лететь в эту страну. Отсутствие угрозы подтверждает и информация на сайте Ростуризма от 15 апреля. Ростуризм приводит перечень закрытых иностранных государств, то есть тех, в которые запрещен въезд с территории Российской Федерации. Список большой, но Турции среди них нет: Австрия, Алжир, Бельгия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Грузия, Дания, Доминикана, Израиль, Индонезия, Иордания, Испания, Италия, Канада, Кипр, Китай, Латвия, Литва, Малайзия, Марокко, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Саудовская Аравия, Словакия, Словения, США, Таиланд, Тунис, Украина, Филиппины, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.
И если сейчас направить – от имени физического или юридического лица – запрос в Ростуризм о наличии угрозы в Турции, то официальный ответ будет «нет». Некоторые участники отраслевых групп в социальных сетях такой запрос сделали и убедились в этом.
Еще один парадокс – хотя Ростуризм не говорит об угрозе безопасности и здоровью в Турции, он рекомендует приостановить реализацию турпродукта в эту страну. А в сообщении Роспотребнадзора этой рекомендации нет.
Во всех прежних критических ситуациях рекомендации туроператорам не реализовывать турпродукт оговаривались в специальных указах президента или постановлениях правительства. Но сейчас, по словам Георгия Мохова, их ждать не стоит – информация на сайте Ростуризма имеет статус правового документа со всеми вытекающими последствиями. И если кто-то из туроператоров продаст до 1 июня тур или его часть в Турцию или Танзанию, наказание может последовать вполне серьезное. Особенно, если турист, вернувшийся из Турции, «привезет» с собой ковид.
Светлана Ставцева, RATA-news
Фото: tourprom.ru