Как и предполагал "Ъ", Росавиация по итогам проверки авиакомпании Red Wings на соответствие летным и техническим требованиям приостанавливает ее полеты. Также чиновники обратили внимание на сложное финансовое положение перевозчика.
Владелец Red Wings Александр Лебедев не видит оснований для претензий, но не планирует возобновлять работу компании даже в случае разрешения властей. Пассажиры, купившие 15 тыс. билетов на рейсы Red Wings, могут сдать их или до 21 марта воспользоваться услугами других перевозчиков, например "Аэрофлота" и "ВИМ-авиа". В пятницу Росавиация сообщила о приостановке с 4 февраля действия сертификата эксплуатанта авиакомпании Red Wings (в 2012 году перевезла 817,45 тыс. человек — 17-е место среди российских перевозчиков). Основанием стала инспекционная проверка перевозчика с 10 по 16 января в связи с катастрофой самолета Ту-204 29 декабря 2012 года в аэропорту Внуково. По итогам чиновники выявили "многочисленные существенные нарушения в организации летной работы, техническом обслуживании воздушных судов и подготовке пилотов". Недостатки "имели системный характер", о чем свидетельствует очередной инцидент с Ту-204, происшедший 29 января во время выполнения рейса Челябинск—Москва.
Причиной происшествия стало невключение реверса правого двигателя, связанное с действиями экипажа. Похожее происшествие стало причиной жесткой посадки самолета Ту-204 в аэропорту Внуково. Согласно предварительным итогам расследования, проводимого МАК, на самолете не сработали системы реверса сразу на двух двигателях, он выкатился за взлетную полосу и развалился на три части. Погибли пять человек, еще двое остаются в больницах. Но, уточнили в Росавиации, решение о приостановке действия сертификата прямо не связано с катастрофой. В 2012 году ведомство уже провело две плановые инспекционные проверки Red Wings, и они также показали недостатки работы компании, причем руководство перевозчика, по словам чиновников, не принимало необходимых мер для устранения проблем. Ситуацию осложняют финансовые трудности Red Wings. По данным Росавиации, компания находится в третьей группе риска по финансово-экономическому состоянию. Владелец Red Wings Александр Лебедев, которого цитирует агентство "Интерфакс", уверяет, что оснований говорить о нестабильном финансовом положении нет. Но источники "Ъ" уверяют, что долг Red Wings только перед лизинговой компанией "Ильюшин Финанс и Ко" (ИФК, предоставляет Ту-204) достигает 600-700 млн руб. В самой ИФК говорят лишь, что финансовые вопросы с перевозчиком "решаются в рабочем порядке". В ИФК надеются, что в течение трех месяцев приостановки действия сертификата Red Wings может устранить все нарушения и возобновить работу.
В противном случае, добавляют в ИФК, компания готова провести ремаркетинг самолетов, и предложить их другим авиакомпаниям. Александр Лебедев заявил "Прайм", что Red Wings больше не будет выполнять полеты, даже если Росавиация восстановит сертификат. Гендиректор Infomost Борис Рыбак соглашается, что "при всех обязательствах авиакомпании трехмесячная остановка будет равносильна закрытию". Пассажирам, купившим билеты на рейсы Red Wings, Росавиация рекомендует сдавать их в представительства Транспортной клиринговой палаты (если билет напечатан на бланке ТКП) или обращаться в суд с требованием взыскать деньги с авиакомпании. По данным ТКП и Red Wings, перевозчик продал более 15 тыс. билетов на регулярные рейсы до октября. Источники "Ъ" добавляют, что объем средств, полученных ТКП от продажи билетов, составляет порядка 10 млн руб. Кроме того, все пассажиры Red Wings смогут воспользоваться услугами других российских авиакомпаний и вылететь в пункты назначения по билетам Red Wings до 20 марта 2013 года включительно.
В частности, "Аэрофлот" перевезет пассажиров из Москвы в Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Омск, Уфу и Челябинск (и обратно). Для этого необходимо заранее забронировать место на день предполагаемого вылета. "ВИМ-авиа" перевезет пассажиров Red Wings по маршруту Москва—Махачкала в обоих направлениях, заблаговременное бронирование не требуется, можно просто обратиться в день вылета на стойку регистрации "ВИМ-авиа". Но Red Wings также является крупным чартерным перевозчиком на линиях в Анталью, Хургаду, Стамбул, Шарм-эш-Шейх, Барселону, Бургас и Римини. По мнению исполнительного директора Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе, после декабрьского инцидента приостановка деятельности Red Wings была "практически предрешена" и вряд ли кто-то из туроператоров заключал с Red Wings контракты на летний сезон. Начальник коммерческого отдела компании "Мегаполюс Авиачартер" Анна Казмирчук отметила, что на рынке есть альтернативные перевозчики. Но уход с рынка Red Wings на фоне осеннего банкротства "Авиалиний Кубани", уточняет топ-менеджер, может спровоцировать определенный дефицит емкостей на рынке.