28 июля в Госдуме состоялось совещание, на котором вновь рассмотрели предложения по доработке законопроекта о туризме.
Напомним, второе чтение запланировано на сентябрь и сейчас перед участниками рабочей группы стоит задача довести документ до ума, учесть все конструктивные поправки и отсечь лишнее. В совещании, которое провел председатель комитета Государственной думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков, приняли участие представители Минэкономразвития, Минкультуры, Ростуризма, Российского союза туриндустрии и ассоциации «Турпомощь».
Некоторыми подробностями, касающимися регулирования агентского рынка, 29 июля поделился Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии. Прежде всего он напомнил, что в документе появилась такая фраза: «Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристического продукта по поручению туроператора». Кроме того, агентство обязано предоставлять заказчику копию доверенности, выданной туроператором на заключение договора с агентом на реализацию его продукта.Таким образом в сухом остатке последствия будут те же, что и при ранее фигурировавшей формулировке: турагент работает «от имени и по поручению»: туроператорам придется ограничить круг розничных партнеров.
В числе прочего обсуждались альтернативные предложения по регулированию агентского рынка взамен вычеркнутого СРО. Предложения свелись к созданию обязательного реестра розничных компаний на базе «Турпомощи», список которых продублируют на сайте Ростуризма.
«Для того чтобы попасть в реестр, компании будет достаточно предоставить тот же пакет документов, что отправляется в налоговую. Механизмы вроде банковского обеспечения и другие далекие от реальности рынка схемы пока отринуты», — рассказал Юрий Барзыкин.
При этом сами представители агентского рынка считают, что без дополнительных фильтров тут не обойтись. «Вносить в реестр необходимо в соответствии с какими-то стандартами, — считает директор «Интерсервис Тур» Елена Фалеева. — Должна регламентироваться специализация офиса, возможно, количество сотрудников и так далее. Иначе попасть в реестр сможет кто угодно, а пострадают снова туристы». Вопрос исключения турфирмы из реестра тоже кажется участникам отрасли непроработанным. На данный момент предложено основываться на неисполнении турфирмой решений суда. Однако в судебной практике есть множество прецедентов, когда суд выносит решение не в пользу турагента, даже если вина лежит не на нем. «Получается, что пока фирма будет решать этот вопрос, подавать апелляцию, ее могут уже запросто исключить из реестра? — спрашивает генеральный директор «Весн Тур» Наталья Голева. — Должен быть или какой-то оговоренный временной промежуток, в который турфирма сможет предоставить копию апелляции, или должно оставаться право обратного вступления в реестр на льготных условиях после вынесения окончательного решения суда в их пользу». Однако и тут остаются вопросы: по словам вице-президента РСТ, после исключения из реестра договоры с турагентом заключаться не могут. Каким образом в этом случае будут возмещаться фирме убытки, понесенные во время судебных разбирательств, совершенно неясно.