«Туристическая отрасль Архангельской области медленно умирает – не работают ни туроператоры, ни турагентства. Усугубляет ситуацию полное отсутствие какой-либо конкретной информации по предстоящему летнему сезону», – считает директор каргопольской компании «Севертур» Александр Быков.
РЖД снимает основные и дополнительные пассажирские поезда, к которым привязаны все ключевые экскурсионные программы по региону, мотивируя это пандемией и снижением спроса на поезда. «Но о каком спросе может идти речь, если поездов уже нет в расписании? И снимают именно поезда с комфортной ценовой политикой, оставляя только фирменные составы, стоимость проезда в которых в два раза выше. К примеру, сняли простой пассажирский поезд 091/092 Москва – Мурманск – Москва, стоимость плацкарты в одну сторону в нем составляла 2,4 тысячи рублей. Оставили же поезд 015/016 Архангельск – Мурманск – Москва, в котором плацкарта в одну сторону стоит 4,8 тысячи», – пояснил эксперт в беседе с RATA-news.
Прекращено сообщение с Соловецкими островами, на которые приходится основной летний турпоток в Архангельской области. Как правило, на архипелаг туристов доставляют самолетами из Архангельска и поездами через карельский город-порт Кемь. И говорить о сроках восстановления авиасообщения между столицей Поморья и Соловками пока рано. С морскими пассажирскими перевозками на Соловки из Кеми ситуация также непонятная: обычно навигация открывается 1 июня, но в этом году, по всей видимости, начнется только к 11-12 июня. «Во всяком случае, туроператоры на это надеются. Если же запрет на перевозки продлится и позже, то отдых на праздник День России, на который только у нашей компании заявлено несколько корпоративных групп от 30 до 45 человек, может пройти мимо, что принесет колоссальные убытки», – сказал г-н Быков.
Надежды на государственную помощь мало. Поддержка туризма в виде льготных кредитов на пополнение оборотных средств, по мнению эксперта, для туризма не сработает – вряд ли сейчас можно найти поручительство двух и более физических лиц: «Надевать на себя кредитный хомут никто не захочет. А вот что действительно поможет, так это каникулы по оплате арендных платежей за вынужденные месяцы простоя; прямые финансовые дотации на выплату заработной платы; закрепление в отраслевом законе депозитные сертификаты туристам, у которых отменились туры и по которым туроператор не может сейчас оформить возвраты».
Впрочем, сотрудники «Севертура» не сидят сложа руки. Уже сформирован новый 4-дневный автобусный тур на Рождество в Тотьму и Великий Устюг для жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти. Подготовлены новогодние программы в Кенозерский национальный парк на Новый год и каникулы. Обновляются туры для школьных групп в Каргополь, основные классические программы, уже начали готовиться к летнему сезону 2021 года. «Прежде всего, обсуждаем цены с надежными партнерами. Понятно, что все постараются за счет повышения цен компенсировать убытки, но мы просим, чтобы для нас хотя бы в рамках туров оставили расценки, заявленные с 1 января этого года. Практически все идут навстречу, кроме общепита – продукты дорожают, – говорит Александр Быков. – В итоге теплоходы, музеи, гостиницы, в том числе, на Соловках и в Кеми, оставили нам цены этого года, и даже готовы сохранить их на следующий год».
С введением ограничительных мер, оператор отменил оплаченные туры в мае и до 10 июня, часть из них перенес. «Стараемся договариваться, люди уже стали спокойнее, понимают, что возвраты невозможны – все деньги давно перечислены партнерам, а те вложились средства в сезон. Мы постараемся до конца лета все вернуть, но с оговоркой – если летний сезон состоится. Если хотя бы июль и август выстрелят, мы будет работать фактически на возврат денег туристам. О прибыли говорить не приходится – выжить бы. Например, на осень перенесена групповая поездка на Соловки для учащихся частной московской школы, заказ на 600 тыс. рублей – понятно, что такую сумму не вернешь», – подчеркнул он.
Александр Быков также рассказал, что команда «Севертура» приняла решение рассмотреть варианты дополнительного заработка, не связанного с туризмом. Готовится пакет документов на открытие комиссионного магазина. «Наверняка у людей после кризиса не будет денег, поэтому комиссионный в Каргополе может быть востребован. Как в советские времена, люди понесут вещи на продажу – одежду, обувь, технику, посуду, мебель и т.д. Это неплохая возможность и нам подработать, и людям помочь в непростой финансовой ситуации», – отметил г-н Быков.
Наталья Панферова, RATA-news
Фото: vinatoday.ru