В Ярославле прошел I международный туристический форум VisitRussia. Двухдневное мероприятие вышло весьма представительным – более полутысячи участников из трех десятков российских регионов и эксперты из Германии, Китая, Италии, Бразилии, Чехии, Швейцарии, Индии, Словении. Один день для дискуссий, другой – для деловых переговоров. Шесть секций: интеграция России в мировую индустрию туризма, использование уникальных ресурсов российских регионов для развития туризма, туристические кластеры как инструмент инновационного развития отрасли, создание условий для туристических дестинаций и законодательное регулирование, приоритеты для увеличения объема въездного туризма в Россию, эфффектный брендинг, маркетинг и продвижение туристических территорий, развитие внутреннего туризма.
Опыт по части организации крупных международных форумов в Ярославле за последние годы накоплен солидный. Но, вероятно, главный итог VisitRussia в том, что он вообще состоялся – первоначально его проведение планировалось на конец мая. Незадолго до форума была принята Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма на 2012-2018 годы, так что у форума появилось прочное законодательное «обоснование».
Ярославскую область можно смело назвать одним из лидеров регионального туризма. По словам губернатора области Сергея Вахрукова, уже в ближайшее время туризм будет давать почти 2,5% валового регионального продукта, 3,5 млрд. рублей годового дохода и 13 тыс. рабочих мест. В области реализуются три крупных инвестиционных проекта с общим объемом вложений более 27 млрд. рублей. Это – курорт международного уровня «Золотое кольцо» (о нем речь впереди), курорт «Коприно» и многофункциональный комплекс парк-отеля «Петровский». Власти рассчитывают, что поток туристов в Ярославскую область увеличится до 1,8 млн. человек ежегодно.
Основной темой ярославского форума стало «Золотое кольцо» – в разных толкованиях. В первую очередь речь шла, конечно, о главном туристическом бренде России – маршруте по историческим городам Поволжья и Волго-Окского междуречья, который существует уже без малого полвека и чей культурный потенциал, увы, до сих пор используется далеко не полностью.
Именно об этом, равно как и о других парадоксах отечественного туризма, высказывался ярославский эксперт по туризму Сергей Поздняков: «Когда говорят о туристической инфраструктуре, почему-то имеют в виду, прежде всего, гостиницы, которых в последние годы строится все больше. А надо бы об объектах показа говорить, в частности, о музеях, которых нам остро не хватает».
Действительно, в России, согласно статистике, на 1 млн. жителей приходится 10 музеев, а в Голландии, например, 36, а в Париже – 40. Если говорить конкретно о «Золотом кольце», то в его городах, по мнению г-на Позднякова, не хватает около полусотни музеев. Правда, как подчеркнул эксперт, речь идет о музеях нового поколения, куда клиент идет, прежде всего, за интерактивными программами, за ощущениями – визуальными, интеллектуальными, слуховыми, иногда даже вкусовыми. А не за тем, чтобы стоять навытяжку перед витринами с запылившимися реликвиями. Когда же, по вечерам, музеи закрываются, даже в самых «продвинутых» городах туристу заняться попросту нечем.
Не без горечи говорил г-н Поздняков и о том, что многие великие даты отечественной истории в туризме практически игнорируются – как это уже было с юбилеем Смутного времени, с героической обороной Смоленска в 1611-м. «Похоже, прохлопает наш туризм и юбилей Отечественной войны 1812 года», – невесело пошутил он.
Эксперты давно отмечают, что «Золотому кольцу России» свойственна некоторая, извините за неуклюжее слово, «суздалецентричность». Двенадцатитысячный городок на речке Каменке уже не одно десятилетие считается неформальной столицей маршрута. И он действительно представляет собой туристический центр, который еще не так давно казался пришельцем из какого-то иного мира. Но другие города ведь тоже заслуживают не меньшего внимания гостей. В частности, издавна сравниваемый с Суздалем Переславль-Залесский, когда-то практически не уступавший ему по количеству маковок и колоколен.
Именно под Переславлем в нынешнем году начато строительство курорта нового формата и нового поколения, стоящего в списке возводимых объектов Федеральной программы под номером первым – называется он тоже «Золотое кольцо». Равно как и корпорация, осуществляющая его строительство. С ней правительство Ярославской области на форуме заключило соглашение о сотрудничестве по реализации проекта курортной базы в Переславле-Залесском, которая станет одним из главных остановочных пунктов на давно проторенном маршруте.
Цифры будущего курорта впечатляют – 200 га территории, больше 3 тыс. гостиничных мест, более десятка отелей всех категорий, мощная развлекательная инфраструктура, около 12 млрд. рублей инвестиций, которые надо освоить за семь лет. Пока же, несмотря на то, что одна гостиница уже построена, а другая достраивается, будущий «туристический рай», показанный накануне форума журналистам, выглядит не слишком привлекательно. Но это не мешает оптимизму инвесторов.
К нашему соглашению, я думаю, вскоре присоединятся и другие регионы, на чьей территории проходит маршрут «Золотого кольца». Площадка, на которой реализуется этот проект, становится для нас тесной, и благодаря соглашению мы выводим его на более глобальный уровень», – сказал г-н Вахруков. А председатель Совета директоров корпорации развития «Золотое кольцо» Петр Шура, в свою очередь, выразил надежду, что к 2015 году объем туристического потока на «Золотом кольце России» достигнет 15 млн. человек в год.
Разумеется, не обошлось на форуме и без презентации новых проектов, в частности, уже достаточно известной «Сказочной карты России». «На третью столицу России мы уж не претендуем, – скромно пояснили ярославцы, – а на сказочную – почему бы и нет?». Оснований предостаточно: пять сказочных героев, как утверждает родоначальник проекта Алексей Козловский, родом из Ярославля – от кукобойской Бабы-Яги до ростовца Алеши Поповича.
Вообще по поводу «сказочной России» на форуме кипели нешуточные страсти. Например, последовало предложение соединить в единый маршрут Мышкин и город Пошехонье: мол, какая мышь не любит пошехонского сыра? Идея встретила сильную, эмоциональную и обоснованную оппозицию: во-первых, у Пошехонья уже есть свой сказочный «бренд» – Водяной. А во-вторых, родиной советского сыроделия, как известно, является соседний с Мышкиным Углич. Обнаружилось также, что к сказочной карте проявляют особый интерес в тех регионах, которые до последнего времени в сфере туризма были не слишком заметными. Например, Вятка. Теперь это родина Кикиморы Вятской и, в подкрепление, – мощнейший пласт фольклора. На ее недавнюю свадьбу с Домовым, как говорят, лично прибыл губернатор области.
Но ярославский форум, вместе с тем, вполне убедительно показал, что не сказками едиными жив отечественный туризм. Томас Бауэр, член правления Тихоокеанско-Азиатской туристической ассоциации, профессор школы управления гостиницами и туризмом Политехнического университета Гонконга, выступая на заключительном пленарном заседании, заметил, что Россия, увиденная им и его коллегами-иностранцами на международном туристическом форуме, в корне отличается от той, которую представляют себе его соотечественники. Г-н Байэр был категоричен: «Ситуацию надо в корне менять. То, что мы слышим о России, зачастую имеет негативный оттенок. России надо больше рассказывать о себе всему миру, показывать конкретные примеры культурного наследия и интересные места, которые можно посетить. Ей есть чем гордиться и чем привлечь туристов, и мы готовы оказать самую активную помощь и поддержку в продвижении России как туристического бренда».