Минтранс поддержал идею освобождения от НДС ввозимых в Россию иностранных и российских самолетов и комплектующих к ним при условии их регистрации в стране. Сейчас 90% самолетов в РФ зарегистрировано за рубежом, лизинговые платежи через сторонние юрисдикции составляют миллиарды долларов в год, а регулятор не может контролировать ремонт и техобслуживание.
Но источники “Ъ” в отрасли замечают: перевод в российский реестр сдерживается устаревшей нормативно-правовой базой в РФ, которую изменения в Налоговый кодекс не улучшат.
“Ъ” ознакомился с проектом поправок к Налоговому кодексу (НК), связанных с обнулением НДС при ввозе иностранных самолетов в РФ, который Минтранс направил авиакомпаниям. Основная идея — освобождение от налога самолетов, двигателей, запчастей и комплектующих при условии, что они будут зарегистрированы в российском реестре (самолеты до 50 кресел освобождаются от НДС без условий). Перечень техники должен утвердить Минпромторг. Также в проекте предлагается освободить от НДС российских производителей на аналогичных условиях. Это должно снизить финансовую нагрузку на российские компании и риски проектов по созданию перспективных самолетов в России, говорится в пояснительной записке.
С этой идеей в середине октября выступил Минпромторг, куда и перенаправили запрос “Ъ” из Минтранса. В Минпромторге ограничились замечанием о том, что освобождение от НДС производства и продаж российских воздушных судов «окажет положительный эффект на отечественный авиапром». В Минэкономики сообщили, что льготное налогообложение находится в компетенции Минфина, где “Ъ” подтвердили: «Законопроект разрабатывается».
До конца года российские авиакомпании ввозят самолеты в РФ на временной основе без уплаты таможенных пошлин и НДС по решению комиссии Таможенного союза. В сентябре Минэкономики продлило льготный ввоз в РФ иностранных среднемагистральных самолетов до 2020 года. Но в пояснительной записке к поправкам к НК указано: временный ввоз «оказывает негативное влияние на авиаотрасль». Причиной этого сочтено то, что гражданские суда в основном эксплуатируются по лизинговым контрактам с офшорными юрлицами, и платежи в 2010–2016 годах составили более $2 млрд, а до 2023 года превысят $3,3 млрд в год.
По подсчетам Росавиации, из 743 иностранных самолетов в России в отечественном реестре зарегистрированы лишь 133 (123 — до 50 кресел), на Бермудских островах — 582, в Ирландии — 26. Основной контроль над соответствием типовой конструкции и поддержанием летной годности возложен на страну регистрации, а полномочия Росавиации до недавнего времени заключались в «одобрении» организаций, получивших зарубежный сертификат. В результате, говорится в пояснительной записке, нет «механизмов контроля качества техобслуживания и ремонта», а также возможности регулировать возраст судов. К тому же российские самолеты «теряют привлекательность», поскольку, в отличие от иностранных, поставляются с НДС.
В Росавиации отказались от комментариев, поскольку «вопросы не относятся к ее компетенции». Но в апреле заместитель главы ведомства Михаил Буланов пояснял: для начала перевода судов в российский реестр нужны дополнения в Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила. Затем можно запретить иностранную регистрацию для новых судов и начать постепенный перевод флота в отечественную юрисдикцию. Поддержанием летной годности займутся 16 сертификационных центров, аккредитация которых должна завершиться в этом году. Росавиация сертифицировала для работы с судами с российской регистрацией 376 организаций, занимающихся техобслуживанием и ремонтом.
Опрошенные “Ъ” авиакомпании от комментариев отказались. Источник “Ъ” на лизинговом рынке пояснил: «При постановке в регистр РФ авиакомпании придется дублировать документацию — для владельца самолета по требованиям EASA и FAA и для Росавиации». По его словам, российские нормы летной годности и техобслуживания устарели и не гармонизированы с зарубежными. Глава Infomost Борис Рыбак согласен, что реестр РФ не в полной мере соответствует международной практике. Но в нынешней политико-экономической ситуации, добавляет эксперт, Москва заинтересована в совершенствовании реестра и укреплении своих позиций, поэтому риски зарубежных лизингодателей минимальны.
Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ