«Регулярка» против чартеров: побеждает пассажир?

Стремительное снижение спроса на перевозку заставило игроков авиарынка пересмотреть свои полетные программы на 2016 год.
С одной стороны, классические авиакомпании одна за другой объявили о выходе на направления, на которые не особо претендовали в «тучные» времена. С другой – чартерные перевозчики, оказавшиеся на падающем рынке без «пакетной» поддержки, втянулись в борьбу на поле «регулярки».

Авиационный рынок лихорадило весь 2015 год. Уход «Трансаэро», трагические события в небе над Египтом и Турцией и последующее закрытие этих направлений для операторов окончательно изменили конъюнктуру рынка. Регулярные и чартерные перевозчики вынуждены бороться за пассажира как никогда.

Общий объем сокращения международных вылетов из России в 2016 году составил более 40%, при этом полетные программы иностранных авиаперевозчиков из российских регионов свернуты на 70%. На этом фоне билетные агрегаторы весь последний год рапортуют о стремительном росте трафика на внутренних направлениях. Фавориты никого не удивляют – в Симферополь и Сочи в летний сезон подняли свои самолеты практически все классические перевозчики. А следом за ними допуски на регулярные рейсы в Крым и главную гавань Краснодарского края один за другим стали получать и игроки чартерного рынка.

Чартеры потянулись на Черное море

Среди 14 авиакомпаний, осуществляющих этим летом регулярные рейсы в Сочи, четыре  – классические чартерные перевозчики. Допуски на вылеты из регионов получили «Таймыр» (NordStar Airlines), Nordwind Airlines, I Fly, а также «Икар» (Pegas Fly). К слову, Pegas Fly в этом сезоне объявил самую масштабную региональную полетную программу по внутренним курортным направлениям – в Сочи и Крым компания летает из 18 городов. Этот же перевозчик поставил  и самые дальние прямые регулярные рейсы к российскому Черноморскому побережью: этим летом он намерен грузить борта в Симферополь и Сочи из Иркутска и Хабаровска. Общая география регулярного авиасообщения с аэропортом главного курорта Краснодарского края составляет 28 российских городов. В Крым перевозки еще масштабнее – суммарное количество городов вылета (включая стыковочные рейсы) близится к шестидесяти. На полуостров полетят 17 авиакомпаний. Допуски на  регулярные рейсы в Симферополь получили и чартерные перевозчики: Alrosa Airlines, Severstal Airlines, те же Nordwind и Pegas Fly.

Очевидно, что эти авиакомпании вынужденно переориентировались на внутренний рынок пассажирских авиаперевозок в связи с катастрофическим снижением выездного потока. Однако эксперты не склонны полагать, что на российских курортных направлениях бывшие чартеры смогут создать конкуренцию классической «регулярке».  К примеру, весной в Сочи и Симферополь лучше всего продавался «Аэрофлот» по «плоским» тарифам. Прочие перевозчики почувствовали рост продаж на этих направлениях только во второй половине мая. Хотя в том, что загрузка бортов в летний период будет на высоком уровне, у большинства экспертов сомнений нет.

 

 
Виктория Кизимова,
Коммерческий директор "Авиакасса.ру"
 
Очевидно, что российские авиакомпании, понимая существующий тренд, стараются максимально его использовать. На данный момент самую низкую цену на Сочи и Симферополь показывает а/к «Россия» цены ниже, чем у Pegas Fly, «Ямала», Nordwind Airlines. Но это не означает, что другие перевозчики пострадают от низкого тарифа группы «Аэрофлот» (а/к «Россия» и «Аэрофлот» в системах продаж маркируются под единым кодом 555. – Прим. ред.). Все понимают, что «Аэрофлот» и его дочки в ближайшее время распродадут свои дешевые билеты, и начнется «сенокос» у более дорогих перевозчиков. Например, S7 продает билеты на июнь по 13 тыс. рублей. В предварительной продаже билетов на Сочи эта компания не может конкурировать с «Аэрофлотом», который продает кресло по цене чуть выше 8 тыс. рублей. Но, я думаю, все игроки понимают, что в итоге они все равно продадут свои билеты, и именно с той маржой, которую они запланировали.

 

Кто на вылет?

Что касается выездных направлений, то, по словам экспертов, спрос на них в этом сезоне настолько непредсказуем, что подрывает саму основу чартерной перевозки – заработок на гарантированном объеме при относительно небольшой цене кресла. Таких международных маршрутов сейчас для российских чартерных игроков практически не осталось.

В свою очередь, наметившийся избыток перевозки на внутренних направлениях заставляет классические авиакомпании искать новые применения своему флоту. Свидетельством тому стал активный выход регулярных перевозчиков на те направления, которые раньше ассоциировались исключительно с чартерами. Приходится учитывать даже малейшие изменения спроса, предпочтения клиентов. В итоге все перемешалось: S7 становится практически «главным по Испании», «Аэрофлот» открывает греческие острова и те же испанские курорты, «Вим-Авиа» и «Уральские авиалинии» летят в Китай, а в то же время Pegas Fly, Royal Flight, Azur Air и другие чартерные компании ставят регулярные рейсы в Сочи и Симферополь, а Nordwind получила допуск от Росавиации на полеты в США и Швейцарию.

 
Ильмир Гимадеев,
Коммерческий директор
ГК "Авиа Центр"

Регулярные перевозчики фактически объявили ценовую войну классическим чартерам. Так, на Пхукет, в Ларнаку или Барселону – на чартерной перевозке туда всегда были цены лучше. Но сейчас, ввиду того что рынок сужается, авиаперевозчики вынуждены «ронять» цену. Для иллюстрации можно привести Мальдивы, куда билет минувшей зимой на «регулярке» можно было купить за 28 тыс. рублей, что равнялось примерно $400. Тремя годами ранее самый дешевый билет по туроператорскому тарифу на Мальдивы стоил $820.

 

Операторы делают выбор

Как полагают эксперты, в силу того что регулярные перевозчики стали получать допуски на классические чартерные направления, рынок чартерной перевозки и дальше будет размываться. Этому процессу во многом способствуют операторы, которые в нынешних условиях нестабильного турпотока предпочитают потерять несколько десятков кресел в блоках на регулярных рейсах, чем рисковать на чартерах.

 
Александр Воробьев,
Президент
"Натали Турс"
Сейчас практически все туроператоры в той или иной степени выстраивают свой продукт даже из Москвы на основе регулярной перевозки. Еще более активно этот процесс идет в регионах. Из 33 направлений «Натали Турс» в 27 стран мы формируем турпакеты на базе регулярной перевозки. Этот сегмент вырос и будет дальше увеличиваться. И в ситуации, когда рынок ужимается, это абсолютно нормально. Доля регулярных авиакомпаний на рынке авиаперевозки стремительно увеличивается, и перед нами стоит задача нарастить в разы объемы продаж турпакетов на базе регулярной перевозки. В этом сезоне мы вышли на Болгарию. Понятно, что это будет фаворит летнего сезона на международных направлениях. Так вот наш продукт в Болгарии построен исключительно на базе регулярной перевозки. Еще пять лет назад доля чартерной перевозки у нас составляла 90%, а то и почти 100%, и любой форс-мажор на рынке привел бы к катастрофическим потерям. Этим летом доля чартеров сокращена до 60%.
 
Майя Ломидзе
Исполнительный директор АТОР
В изменениях на рынке чартерной и регулярной перевозки я вижу три составляющих. Первая: после всем известных трагических инцидентов туристы стали опасаться летать на чартерах, перестали доверять этому виду перевозки. Конечно, это безосновательный страх, но фактор налицо. Люди готовы заплатить больше, но полететь на борту крупного известного авиаперевозчика. В этом сезоне для операторов включение в состав турпакета перевозки на регулярном рейсе стало вопросом репутации.

 

Вторая: к сотрудничеству с классическими регулярными авиакомпаниями подталкивает экономическая ситуация. Чартер – это предоплаченный туроператором рейс. В условиях, когда ситуация на рынке может поменяться в любой момент, – это неоправданный риск. Перевозка в этом году на ряде направлений превышает спрос, и туроператоры могут рассчитывать на гарантированные блоки мест для своих клиентов.

И третья: пассажиропоток сокращается, и перевозчики это видят. Соответственно, они становятся более гибкими во взаимоотношениях с туроператорами: работа на регулярных рейсах становится уже не такой проблемной для игроков туристического рынка, как это было в прежнее время.

 

Авиакомпании меняют курс

 

 
Наталья Дудка
Вице-президент департамента по продажам
UTair
 
Учитывая, что туристический бизнес существенно просел за последние годы, авиакомпании, традиционно работавшие в сегменте чартерных авиаперевозок, вынуждены переориентироваться, в том числе на регулярный сегмент. Основной причиной такого перехода является необходимость загрузки избыточных провозных емкостей. В ситуации, когда предложение существенно превышает спрос, авиакомпании вынуждены бороться за пассажира, формируя более привлекательные условия, в том числе с точки зрения ценового предложения. В то же время действующее законодательство предъявляет более жесткие требования к авиакомпаниям, работающим в данном сегменте, что повышает ответственность авиаперевозчиков перед пассажирами. Меняются и взаимоотношения между туроператорами и авиакомпаниями. Сегодня практически все перевозчики готовы сотрудничать по схеме гибких блоков, что избавляет туроператоров от необходимости оплаты полной стоимости выполнения рейса. Все это, безусловно, на руку пассажирам.  Жесткая конкуренция на рынке способствует снижению стоимости авиаперевозки и повышению качества предоставляемых услуг.

 

Классические регулярные авиаперевозчики, по мнению практически всех собеседников, за последние годы изменили свое отношение к туроперейтингу. Однако это утверждение нельзя отнести к первой тройке. Авиакомпания «Аэрофлот», которая, по разным оценкам, контролирует до 60% рынка авиаперевозки в России,  работает с туроператорами исключительно под запрос. На рейсах «Аэрофлота» гарантированных мест нет ни у одного игрока турбизнеса. Если, конечно, не считать «Библио Глобус», который в последний момент смог договориться с а/к «Россия» (дочка а/к «Аэрофлот». – Прим. ред.) и получить 13 бортов в оперативное использование.

 

 

 
Владимир Объедков
Генеральный директор
S7 Airlines
 

Не могу сказать, что мы придавали большое значение взаимодействию с операторами. Но в этом летнем сезоне мы открываем новые рейсы на Ибицу и Родос. Конечно, на таких курортных направлениях наше сотрудничество с операторскими компаниями более активное. Практика такая: при открытии нового маршрута рейсы гораздо плотнее заполняются силами операторов, но со временем, если направление оправдывает себя, продажи уходят в розницу. Для примера, наш рейс ИркутскБангкок. Казалось бы, абсолютно операторское направление, но грузим мы его сейчас в основном продажами через системы бронирования.

 

Цены решают все

Еще один важный фактор, влияющий на размывание чартерного рынка, – это цена. Чартерный рейс сегодня, как полагают эксперты, уже не будет казаться таким дешевым, как раньше. Причина тому – изменение в формировании тарифов у регулярных авиакомпаний. Уже сегодня цена на транзитные рейсы «Аэрофлота» из Сибири через Москву в Барселону или Париж такова, что добиться ее на чартерном перелете оператору можно только за счет демпинга.

Конечно, говорить о конце чартерных перевозок даже в такое непростое время не приходится. К примеру, в этом сезоне чартеры по-прежнему актуальны для Болгарии, испанских и греческих курортов. Еще активнее игроки начинают оперировать долями блок-чартерной перевозки. Многие участники рынка склонны рассматривать нынешнюю ситуацию как вынужденную паузу в своих отношениях с чартерами. Но пауза бывает настолько затянутой, что больше похожа на финал…

 

 

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Статистика/аналитика»

Март 26, 2024 - 05:08

Эксперты одной из из МСК компаний, лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки в Санкт-Петербург, какие индустрии чаще отправляли своих сотрудников в Северную столицу и какие отели выбирали в 2023 году.

 

Март 20, 2024 - 22:27

Согласно данным, представленным генеральным директором Управления по туризму Египта г-ном Амром Эль-Кади во время московской выставки MITT, в 2023 году количество туристов из России, посетивших Египет, составило более 1,4 миллиона человек, что на 40% превышает показатель 2022 года.

 

Март 18, 2024 - 17:40

Санкт-Петербург – Tele2, российский оператор мобильной связи, на основе больших данных исследовал туристическую активность в регионах Северо-Запада.

 

Март 8, 2024 - 10:50

Санкт‑Петербург – город с сильным характером, его возводили великие умы с невероятной силой воли.