Газета «Коммерсант» совместно с Ассоциацией туроператоров России попыталась создать очередной рейтинг крупнейших турфирм России, который составляется с 2003 года. Изначально это был проект отраслевого издания «Туринфо», которое последний раз ранжировало турфирмы по итогам 2009 года. В 2010 и 2011 г. рынок пережил крах двух действительно крупных операторов. В рейтинге за 2009 год «Капитал тур» занимал 3-е место с заявленным годовым оборотом 16,1 млрд. руб. и 272 тыс. отправленных за границу туристов, «Ланта» - 17-е место с 3,3 млрд. руб. и 106 тыс. человек соответственно. Нынешний рейтинг в качестве подрядчика помогала создавать автономная некоммерческая организация «Агентство по продвижению и развитию туризма». Методика осталась неизменной: всем компаниям рассылалась анкета, в которой предлагалось, в частности, указать свой товарооборот за 2011 и 2010 годы, общее число обслуженных туристов, а также количество проданных полноценных турпакетов (включают перевозку, проживание, трансферы, экскурсии и прочие услуги) в сегментах выездного, въездного и внутреннего туризма. Проверить заявленные компаниями сведения не представляется возможным. От участников рейтинга требовалось заверить предоставляемые данные печатью компании и подписью гендиректора или главного бухгалтера.
Предыдущие рейтинги сами игроки рынка критиковали за завышаемые показатели. Многие компании просто «рисовали» количество обслуженных туристов и свой оборот, а на следующий год, чтобы не ударить в грязь лицом, увеличивали цифры. Особенностью же рейтинга за 2011 год стало нежелание многих операторов выездного туризма сообщить о себе хоть какую-то информацию.
И раньше отдельные игроки, в том числе Tez Tour и «Пегас Туристик», явные лидеры на самых массовых направлениях, не стремились раскрывать свои данные. Публикация в RATA-news предыдущего рейтинга так и называлась – «В рейтинге крупнейших операторов не хватает крупнейших». Но многие другие известные компании – «Натали турс», «Нева», «Джет Трэвел», «Лабиринт» и др. - предоставляли запрашиваемую информацию. Генеральный директор «НТК Интурист» Виктор Тополкараев объяснил нежелание на этот раз участвовать в рейтинге тем, что достоверность данных других участников вызывает сомнения. В результате в получившемся рейтинге присутствуют всего семь компаний, заявивших, что в прошлом году отправили за границу более 100 тыс. клиентов: от «ИнтАэра» с 103,2 тысячами до турецкой группы OTI (основной бренд — Coral Travel) с 939 тысячами.
В ситуации, когда большинство игроков не раскрывают данные о себе, единственным ориентиром о масштабе компании может быть Единый федеральный реестр туроператоров, который ведет Ростуризм. По данным на 12 марта, компаний с годовой выручкой до 100 млн. руб., обязанных иметь финансовую гарантию на 30 млн. руб., в нем насчитывалось 2175. Туроператоров с выручкой 100-300 млн. руб. и фингарантией в 60 млн. руб. - всего 39. Столько же в реестре компаний с выручкой более 300 млн. руб. и фингарантией на 100 млн. руб. Правда, необходимо учитывать, что в реестр вносятся юридические лица, а крупный туроператор зачастую представляет собой группу компаний. Например, в группу «Пегас Туристик», как указано на сайте оператора, входит 33 юрлица, каждое из которых имеет гарантию на 30 млн. руб.
В этом году впервые была предпринята попытка собрать данные о туристической рознице – анкеты разослали по сетям турагентств. Раскрыть информацию о себе согласились всего семь объединений. Из них около 100 собственных офисов есть лишь у сети «Интурист Магазин путешествий» (ИМП), остальные в основном работают по модели франчайзинга: каждое агентство ведет свой бизнес самостоятельно, выплачивая управляющей компании лишь оговоренное роялти за использование торговой марки и общие маркетинговые расходы. Показательно, что в ИМП, предоставляя данные, подчеркнули, что гарантируют достоверность по собственным офисам, но не могут это сделать по своим франчайзи. А топ-менеджер другой сети на вопрос авторов рейтинга, чем обусловлены столь высокие заявленные показатели, сразу же согласился уменьшить цифры вдвое.
Заметим от себя, что в такой ситуации рейтинги перестают быть не только ранжированными перечнями туроператоров, но даже просто источниками информации, которую можно считать достоверной. Остается публиковать их лишь для того, чтобы увидеть, кто из турфирм согласился предоставить о себе хоть какие-то сведения.