В Музее Академии Художеств открывается выставка очень интересного формата. Главными здесь буду не картины, а их детали.
Музей Репина в Пенатах закрыт на длительную реконструкцию. Куда деваться экспонатам на это время? Академия художеств представила свои экспозиционные залы на несколько месяцев. Дальше будет реставрация и хранение до лучших времен, до, как говорят, возвращения в родные Пенаты. Это будет в 2026-2027 годах. Так что поспешите на выставку.
Здесь мы увидим множество интересных вещей которые были и в основных помещения дачи, и в запасниках. Российские музеи практически не представили свои сокровища для этой выставки, поэтому обходимся фотокартинами в натуральную величину. Воспроизвена и мастерская художника, однако так, чтобы можно было увидеть главное — детали.
Например, одна из картин поставлена перед зеркалом, чтобы посетители смогли увидеть её задник с подписями Репина. Это его дочь стала просить отца обязательно ставить свой автограф на картинах, так они больше ценились.
Огромное количество украинских костюмов, уже отреставрировпнных или ждущих этого процесса.
Увы, своих специалистов по текстилю нет, а в основных музеях, занимающихся этим — Русский музей, Эрмитаж, Этнографический музей — свои планы и нужно в них вписываться.
Но один кафтан, вышедший из рук специалистов Этнографического музея, выглядит просто феерично: не видно следов времени от слова совсем. У него свое, украинское название, но я его не запомнила. К нашему приходу, увы, этикетки ещё не были развешаны
Национальный художественный музей Республики Беларусь прислал портрет М. Ф. Андреевой — и вот рядом кресло, в котором она сидит. Есть ещё его изображения на других картинах. Рядом — бюст Репина с его могилы в Пенатах — сейчас там установлен скромный крест.
Самое колоритное место, пожалуй, у картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Здесь прекрасно видны и бандура живую и нарисованная,
и «кобеняк с видлогою» — верхняя одежда запорожцев. Проще — плащ с капюшоном. И установлены они именно так, чтобы было видно и то, и другое.
На металлических стелажах небольшие глинчнве фигурки запорожцеа которые изготовили сам Репин для более точного воспроизведения поз на картине.
Изучение предметов, изображенных на картинах Репина и находящихся в настоящий момент в собрании Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты», помогает также и в уточнения атрибуции некоторых произведений. Например, ваза работы Михаила Врубеля, изображенная на портрете Н. Б. Нордман, позволила установить, что портрет написан не в Италии, а в Пенатах. В свою очередь, история создания картин Репина дает уникальную возможность установить происхождение и самих вещей.
Например, мавританский стул, хранящийся в собрании «Пенатов», изображен на картине «Негритянка», исполненной художником во время пенсионерской поездки в Париже. Это свидетельствует о том, что стул был привезен из Франции и бережно сохранялся художником на протяжении всей жизни.
Рядом с копией живописного полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1881 года» в витрине размещены расписанные от руки самим художником сапоги.
Именно они на сыне, лежащем на ковре. А рядом — небольшой поставец.
Когда начались нападки со стороны общества на эту картину, ему из Москвы прислали в нем пачку писем, поддерживающие художника. До конца жизни Репин не расставался с ним.
Совершенно неожиданной для меня явилась картина «Гопак». Она находится в частной коллекции и редко бывает на публике.
Это картина — радость, картина — счастье. Рядом — шаровары, изображенные на картине. Размер их превосходит моё воображение.
Но это подлиник, значит именно такие носили разудалые казаки.
Интересна судьба платья, изображенного на портрете царевны Софьи. Оно по наследству досталось дочери художника,которач продала его на аукционе, предварительно срезав жемчужные узоры.
Это было ещё до войны. Уже в наши дни его выкупил один из российских коллекционеров и оно предстало перед нами.
Пожалуй, самый необычный экспонат — костюм для передвижения на ходулях.
Он долгие годы просто лежал в запасниках, никто не знает его бытования, нигде он не упоминается. Возможно, его изготовили для какого то спектакля которыми славились Пенаты
Завершает выставку портрет Норман — Лебедевой за рабочим столом в Пенатах. Эта картина увы, тоже не доехала до выставки.
Она почему то сзади закрашена масляной краской и требует срочной реставрации.
Рядом — гипсовый Натальи Борисовны работы Репина. Какая любовь к женщине в каждом завитке, в каждой детали. И он тут же, рядом на картине.
Ну и как в усадьбе не обойтись без собаки
Дама изображена со спины. Такое чувство, что она просто уходите от нас в историю, чтобы вернуться опять в любимой усадьбе. Ждем 2027 год
Фото Бушманова Татьяна / newreportage.ru