Репутация vs фингарантий: Региональные турагенты стоят перед сложным выбором

25 февраля Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект № 677890-6 об усилении ответственности участников туррынка.

До второго чтения, которое должно состояться до конца марта, депутаты обещают документ доработать. Одним из наиболее спорных пунктов законопроекта является положение о сохранении института финансовых гарантий туроператоров. Ещё в прошлом году страховщики начали активно лоббировать вопрос об отмене института страхования ответственности туроператоров. А уже после новогодних праздников туроператоры, у которых закончился срок финансового обеспечения, столкнулись с проблемой невозможности найти страховую компанию, готовую предоставить финансовое обеспечение. Жертвой этой тенденции стал и один из старейших туроператоров в Новосибирске.

На прошлой неделе Новосибирская ассоциация туристических организаций (НАТО) разослала письмо с предупреждением о том, что «компания «Гларус», указывая Реестровый номер туроператора МТЗ 011668 в своих предложениях в рассылке и на сайте, на данный момент не состоит в Едином реестре туроператоров (исключена Приказом № 249 пр-14 от 21 июля 2014 Федерального агентства по туризму)». Как сообщила STI Светлана Фоменко, исполнительный директор ассоциации, рассылка была произведена по закрытой базе членов ассоциации. Тем не менее, реакция туроператора последовала незамедлительно.

В ответной рассылке генеральный директор ООО «Гларус Турс» Юрий Чуйков сообщил, что «Гларус» «имеет продлённый 15.10.2014, действующий и оплаченный на год и на 100%» договор страхования финансовой ответственности с «Военно-страховой компанией». «Договор продлён на основании п.п. 10.1 и 10.8 данного Договора, который можно посмотреть у нас на сайте, что также полностью соответствует законодательству и, в частности, ФЗ «Об основах туристической деятельности», - отмечает Юрий Чуйков. - Однако все в туризме РФ, или почти все, знают, что после эпидемии банкротств 2014 г. («Лабиринт» и пр.) все основные страховые компании, находят всяческие причины не подписывать, не продлевать, и не сотрудничать с туристической отраслью по «этой теме», вплоть до коллективных писем Президенту РФ, либо выставляют заградительные тарифы, и ВСК не исключение, поскольку они сильно пострадали за 2014 год».

В октябре, сообщает в информационной рассылке Юрий Чуйков, «Гларус» отправил в Ростуризм пакет документов, но так и не был восстановлен в реестре, поскольку ВСК уклоняется от исполнения Договора. «В настоящий момент в Областном Арбитраже рассматривается дело «Гларус Турс» против ВСК о признании действительности Договора. Прошло три заседания, ВСК выкручивается, как может, тянет время, но мы надеемся выиграть этот процесс и восстановиться в реестре ТО», - сообщил в письме Юрий Чуйков. Продолжение работы на рынке в отсутствие финансовых гарантий руководитель «Гларуса» объясняет тем, что «продажу услуг ещё никто не отменял и не запрещал. А о профанации фингарантий, как и лицензий в недавнем прошлом, уже многие знают не понаслышке (Лабиринт - возврат 6-7 % и прочие ФИГи )».

Исходя из письма, альтернативу продления контракта со страховщиком, желающим уклониться от продолжения сотрудничества, в «Гларусе» не рассматривают. «Ложиться» же под фирмы-однодневки из страхового сообщества - это ещё хуже», - уверен Юрий Чуйков, акцентируя внимание адресатов послания на репутации своей компании. «Полагаю, что лучшая гарантия (для агентств – STI) – это фирма, которая прошла: лихие 90-е, дефолт 1998 г., экономический кризис 2008-2010 гг., отраслевой кризис, эпидемию банкротств и реальный дефолт 2014 г.», - заключает автор письма.

Однако большинство опрошенных STI участников рынка всё же полагают, что в сегодняшних условиях никакая репутация и опыт фирмы не могут служить достаточной гарантией безопасности туристов, поэтому наличие фингарантии – первое, на что обращают турагенты при продаже туров. «Для нас наличие фингарантии принципиально, потому что в противном случае агентству самому придётся расхлёбывать ситуацию и выплачивать туристу деньги», - говорит Ирина Бушманова, представитель компании «Бон Вояж». «Мы в первую очередь смотрим на наличие финансовой гарантии», - подтверждает Ольга Журавлёва, директор по продажам турфирмы «Эль-Тур». Если срок финансовых гарантий туроператора заканчивается, то компания бронирует у данного партнёра лишь ближайшие даты, чтобы все туристы успели вернуться домой, отмечает собеседница STI. «По-другому надёжность туроператоров не узнаешь, поэтому мы ссылаемся на этот пункт. Как показала практика, словам не всегда можно верить», - говорит Ольга Журавлёва.

Вопрос надёжности оператора – один из самых актуальных на сегодняшний день. «Никогда раньше агентства так тщательно не выбирали, не изучали историю, резюме операторов. Поэтому те операторы, которые не имеют на сегодняшний день фингарантий, однозначно должны насторожить агентов, тем более что компаний закрылось очень много», - говорит Татьяна Петренко, генеральный директор турфирмы «Аэро-Лайн». В то же время эксперт признаёт, что заключить договор со страховой компанией стало достаточно сложно, в итоге многие туроператоры, у которых заканчивается срок финансовых гарантий, остались в подвешенном состоянии.

Неоднозначной называет ситуацию Наталья Куцевол, председатель правления РОСТ Сибири, членом которого является «Гларус». По мнению собеседницы STI, компании, действительно, не следовало использовать в своей рассылке номер реестра, который сегодня не соответствует действительности. Тем более что, даже, если «Гларусу» удастся отстоять свои права и вернуться в федеральный реестр, его номер изменится. Именно эти рекомендации будут даны руководству компании на очередном правлении союза, отметила Наталья Куцевол. Что касается работы с компанией, не имеющей финансовых гарантий и продающей услуги, то в этом собеседница STI не видит ничего зазорного и полагает, что при «закручивании гаек» законодателями для большинства нишевых туроператоров туроператорский статус станет не актуальным – все начнут продавать услуги. По сути, нишевые туроператоры не имеют тех рисков, которые есть у массовых операторов, так как работают с регулярными рейсами и относительно небольшими объёмами. Кто-то даже не работает с агентами, но получает финансовую гарантию ради определённого статуса, считает Наталья Куцевол. «У «Гларуса» своя клиентская база, которая давно их знает и работает с ними. Они очень узкоспециализированная компания, которая занимается Юго-Восточной Азией. Когда выбираю «Гларус», я точно понимаю, что это услуги. Каждый директор принимает своё решение, но тут чётко нужно понимать, что не страховая компания влияет на твой выбор», - добавляет Наталья Куцевол.

http://www.sibtourport.ru/sti-info/news/sti/content/15956

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».