В четверг пришло сообщение, что контрольный пакет в "Капитал Туре" совместно с пулом инвесторов покупает банк МФК Михаила Прохорова. Как отмечается в сообщении кредитной организации, инвесторы договорились с акционерами "Капитал Тура" об инвестициях на сумму до $15 млн. Тем не менее, как стало известно в пятницу, ситуация с будущим компании может проясниться только в понедельник. В субботу и воскресенье "Капитал Тур" по-прежнему не будет отправлять своих клиентов на отдых. Как сказал вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович, ассоциация до сих пор не получила конкретного ответа от туроператора на вопрос о том, что компания будет делать с туристами и когда возобновит свою деятельность. Представители туристической отрасли полагают, что суммы в $15 млн вряд ли хватит на все долги туроператора. С другой стороны, как полагают некоторые эксперты, это поможет снять остроту проблемы с тысячами пострадавших клиентов. Так, президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько сообщил "Интерфакс-Туризму", что объем задолженности банкам-кредиторам, зарубежным отелям и авиакомпаниям гораздо выше предложенной суммы. "МФК предложил $15 млн, то есть примерно 450 млн руб., в то время как долги оператора оцениваются в 1,5 млрд руб. Большинство участников рынка сомневаются, что компании удастся "разрулить" свои проблемы даже с учетом этой помощи", - сказал он. По словам источника, близкого к руководству компании "Капитал Тур", $15 млн хватит на то, чтобы решить самые срочные проблемы и начать работу. "Я уверен, что затем инвесторы займутся ребрендингом компании "Капитал Тур". Учитывая налаженную дилерскую сеть компании по всей стране и лояльность агентов к марке, проект может стать рентабельным", - сказал собеседник агентства. А есть ли деньги? Многие эксперты рынка склонны видеть в покупке лишь "гуманитарный" шаг Михаила Прохорова. "Как бизнесмен я не вижу коммерческого интереса в сделке банка МФК с "Капиталом", поэтому склонен думать, что инвесторами в данном случае двигало что-то другое, например, желание помочь соотечественникам, оказавшимся в трудной ситуации за рубежом, - отметил он. – В любом случае, истинная цель покупки будет ясна лишь через некоторое время". С ним согласна пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. "Что такое $15 млн для таких акционеров, как Михаил Прохоров, Александр Абрамов, Виктор Вексельберг и Сулейман Керимов? То ли их сильно попросили, а то и приказали, то ли вновь сработал дар убеждения Инны Бельтюковой, - высказала предположение пресс-секретарь. – Возможно, глубоко социальных бизнесменов так взволновало, что россияне заплатили за отдых, а воспользоваться своим конституционным правом не могут. А может, они и вправду видят в этом проекте реальную коммерческую перспективу". Но, как сказала И.Тюрина, даже если допустить, что "все хорошо", и суммы, предоставленной покупателем, хватит на текущие долги, а с банками удастся договориться о реструктуризации, туроператор столкнется с почти непреодолимыми препятствиями при возобновлении своей деятельности. "Свой "спасительный" транш компания получит, в лучшем случае, в первой декаде декабря. И это всего $15 млн, притом что задолженность туроператора только перед банками составляет, по разным данным, $42-48 млн. Сколько денег на счетах "Капитала" неизвестно, но вряд ли достаточно для полноценного бизнеса", - заметила она. К тому же, как напомнила собеседница агентства, компания Good, через которую "Капитал Тур" покупал авиабилеты "Аэрофлота", расторгла договор с туроператором. "Капитал" потерял 1,5 тыс. еженедельных мест на 18 направлениях. Чем он их восполнит, на чем будет летать? Свободной перевозки на рынке сейчас не найдешь, а объемы оператора огромны: 220 мест в неделю на Денпасар, 350 – на Бангкок, 180 – на Гоа, 300 – на Дубай, 200 – на Пунта Кану. Даже если оператор решит поставить собственные программы, нужны депозиты, как минимум 10% от каждой полетной программы. Например, только на Денпасар – почти $300 тыс.", - пояснила она. Между тем генеральный директор компании Инна Бельтюкова сообщила в пятницу журналистам, что пул инвесторов во главе с банком МФК готов предоставить "Капитал Туру" пролонгацию задолженностей на пять лет под 11% годовых. Она рассказала, что на сегодняшний лет в банковском пуле насчитывается 8 банков, большинство которых поверили в компанию. По ее словам, задолженность компании перед банками кредиторами оставляет сейчас $44 млн. "В четверг нам поступил первый после блокирования счетов платеж в размере $400 тыс., который был направлен на решение проблем с заселением туристов в Египте", - сообщила гендиректор. Она также подчеркнула, что для того, чтобы "Капитал Тур" вышел на нормальный режим работы, необходима уверенность в компании агентов и дилеров. Эксперты рынка указывают также на проблемы с отелями за рубежом, часть из которых буквально взяла российских туристов в качестве заложников за неуплаты "Капитала". Часть из них, например, во Вьетнаме аннулировала неоплаченные новогодние брони компании, так что вряд ли можно рассчитывать на работу с отелями без реальной оплаты и дальше. Наконец, лояльность самих агентств и туристов. По мнению И.Тюриной, оно серьезно подорвано, вернуть его очень трудно, тем более в ближайшее время. Еще одно обстоятельство мешает участникам рынка поверить в счастливый исход истории с "Капиталом". Большинство коллег И.Бельтюковой помнит об очень похожей истории, которая случилась 8 лет назад. "Дежавю-2002" "Капитал Тур" – не первая компания Инны и Игоря Бельтюковых. На рынке до сих пор успешно работает компания "Инна-Тур", которую они открыли еще в 1992 году. Однако через 10 лет, накануне Нового 2003 года, руководители компании "Инна-тур" Инна и Игорь Бельтюковы были освобождены от занимаемых должностей основными акционерами своей компании, Государственной инвестиционной корпорацией ГОСИНКОР, в состав которой входили также ГУТА-банк, ГУТА-страхование, ГУТА-клиник и т.д. Бельтюковы были вынуждены отдать за долги свои 25% акций мажоритариям и лишиться компании. Тогда долги, по различным данным, слегка превысили $7 млн, к тому же крах компании практически не отразился на туристах, никто не пострадал, так что история широкой публичной огласки не имела. Но для профессионалов крах "Инны Тур", которая к тому времени входила в число ведущих игроков рынка, был потрясением. Хотя вряд ли неожиданностью: о финансовой неадекватности компании говорили многие. Но еще больше потрясло то, с какой скоростью Бельтюковы открыли новую компанию – "Капитал тур" появился уже в июле 2003 года. "Капитал Тур" позиционировал себя как первый многопрофильный международный туроператор. В этом есть доля лукавства: к тому времени на рынке было уже немало игроков, работавших сразу на многих направлениях, просто все они начинали, как и "Инна" когда-то с одной-двух стран, и к многопрофильности пришли, что называется, опытным путем. "Капитал тур" сразу заявил десяток направлений, большие объемы, лидерские амбиции. Действительно, уже к 2007 году компания входила в число ведущих по объему туроператоров, в 2009 – вошла в тройку. Риск как стиль Главная причина финансовых проблем туроператора – работа исключительно на оборотных средствах. Компания практически не вкладывала в развитие бизнеса, пуская всю прибыль на текущие операции. При этом, брались короткие кредиты под высокие проценты. В этом нет ничего нового для предприятий среднего и малого бизнеса, которым и является туризм. Однако если основная масса участников туррынка в последние годы начала проявлять разумную осторожность, заметно умерив амбиции, "Капитал" работал без оглядки на обстоятельства. Только полный вперед! По стремительной экспансии компании просто нет равных на российском рынке. Другое дело, что объемы компании не всегда носили чисто туроператорский характер, основную долю доходов давала продажа авиабилетов. Собственно, перевозки и стали, скорее всего, детонатором, нынешнего коллапса. Оператор работал со всеми авиакомпаниями, с большинством основных востребованных на российском рынке отелей за рубежом. В итоге многие планы не совпадали с возможностями, и как следствие этого, разрыв отношений с партнерами. Считается, что самым серьезным ударом стал разрыв отношений с "Трансаэро", крупнейшим перевозчиком на туристическом рынке. "Капитал Тур" был крупнейшим блочником авиакомпании и неизменно поддерживал перевозчика на всех новых направлениях. То есть брал на себя риски, не всегда оправданные. Потеряв блоки "Трансаэро", "Капитал Тур" лишился одного из козырей. В последнее время острейшие проблемы начались с "Аэрофлотом". Так что, как и в случае краха компании "Инны Тур", проблемы "Капитала" не стали полной неожиданностью для участников рынка. Туристический бизнес – чрезвычайно рискованный. Запланированные программы, рейсы, освоения новых направлений могут легко сорваться по вине случая: свиной грипп, цунами, землетрясение, политические беспорядки, которые с одинаковой регулярностью посещают и далекие экзотические страны, и Европу, например, Францию. Типичный пример – Доминикана. Начиная с 2006 года страна пользуется повышенным спросом у россиян, поток сюда растет по 30% ежегодно. Этому не мешало даже наличие у этой благополучной страны соседа со сложной неустроенной судьбой – Гаити, правда, до последнего момента, пока здесь не произошло землетрясение. На землетрясение в Гаити российские туристы отреагировали в целом спокойно, не отказываясь от туров. А спрос на новогодние каникулы оказался просто огромным, к началу ноября во многих компаниях продали до 90% туров в Доминикану. Но тут на Гаити началась вспышка холеры, главный санитарный врач России рекомендовал россиянам не ездить в Доминикану, наконец, в самой Доминикане зафиксировали первый случай холеры. Плохой симптом в сочетании с активностью Г.Онищенко, и очевидно, что вместо увеличения числа рейсов в Доминикану туроператорам надо их сокращать. Все решится на следующей неделе В пятницу утром "Капитал" обещал начать отправку туристов за рубеж с субботы, однако вечером И.Бельтюкова сообщила, что отправка туристов возобновится не ранее начала следующей недели. Некоторые туроператоры на рынке опасаются, что из-за проблем "Капитал Тура" пострадают не только туристы этой компании – "волной" накроет весь рынок. Проблема в том, что хотя "Капитал Тур" – "всего лишь один из 100 крупнейших туроператоров России", как сказала "Интерфакс-Туризму" замминистра спорта и туризма Надежда Назина, это фактически "системообразующая" компания. Особенность "Капитал Тура" – стремительная экспансия на рынке, причем, любой ценой. Компания в течение последних лет методично наращивала число своих агентств во всех регионах России – сейчас их почти 20 тыс. "Капитал Тур" – непревзойденный чемпион по предоставлению агентствам скидок, бонусов, которые далеко не всегда могли себе позволить другие компании. На самом деле, "Капитал" тоже не "мог", но другого способа привлечения к себе агентств-дилеров его руководство не видело. Компания – мастер пиара. По мнению многих туроператоров, непростое финансовое положение компании уже давно заглушалось шумными рекламными акциями и максимальным присутствием в медиа-пространстве. Но главное, конечно, размах присутствия на рынке – туроператор отправлял туристов по 40 направлениям, причем, число направлений росло ежегодно с фантастической скоростью. Если какая-то страна заявляла о своих планах принимать российских туристов, можно было быть уверенным, что уже в самое ближайшее время там появится "Капитал Тур" с чартерными рейсами. Как только заговорили о необходимости развивать внутренний туризм, "Капитал", туроператор по выездному туризму, первым предложил поднять сюда чартерную цепочку, повергнув в недоумение остальные компании, которые работают на внутреннем российском рынке по 10-15 лет. Совсем недавно, когда компания уже наверняка знала глубину финансовой пропасти, в которую может скатиться, на горизонте появилась далекая Панама, оператором по которой объявила себя компания. Узнаваемость национальных туристических брендов в России невелика, но четыре-пять названий звучат регулярно, и "Капитал" – среди них. Вот почему скандал уже заметно отразился на продажах в других компаниях: люди думают, что если с "таким" оператором произошло ЧП, то это может случиться с любым. Будет ли у этой истории долгое "эхо", покажет следующая неделя.