Государственный Эрмитаж представляет новый партнёрский проект, в рамках которого будут отреставрированы пять произведений Иремии Позье, одного из самых известных ювелиров XVIII столетия.
Специалисты Лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов приведут в экспозиционный вид три табакерки и две мушечницы, выполненные в стиле рококо, и украшенные драгоценными камнями, полихромными эмалями, чеканными и гравированными орнаментами.
Работы проводятся при поддержке ювелирной группы «Алроса», с которой Эрмитаж сотрудничает уже 20 лет, и являются частью культурно-просветительской программы этой компании и ювелирного дома POSIÉ.
«В контексте музейной истории Позье стал чем-то вроде эрмитажного бренда, – говорит генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Мы рады возможности ещё раз вспомнить о нём вместе с нашим партнером, другим знаменитым ювелирным брендом – “Алроса”».
«Сотрудничество с Государственным Эрмитажем — важнейшая часть инициативы #вСветеPOSIÉ, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Реставрация пяти ювелирных изделий великого мастера, положившая начало проекту, продолжится глубокой исследовательской работой, направленной на изучение музейных архивов», — рассказывает Ирина Морозовская, генеральный директор ювелирной группы «Алроса».
Иреремия (Жереми) Позье родился в Женеве. Однако жизнь и слава его неразрывно связаны с Россией, куда в 1729 году он приехал вместе с отцом. Семь лет молодой человек проработал подручным в мастерской придворного ювелира Бенуа Граверо, а в 1740 году открыл собственное дело.
Уже вскоре Позье стал главным бриллиантовым мастером и придворным ювелиром Императорского двора. Он три с половиной десятилетия создавал украшения и драгоценные безделушки для российской аристократии и заслужил благосклонность трёх императриц. Первые шедевры мастера были выполнены по заказу Анны Иоанновны, а своего пика его карьера достигла при Елизавете Петровне. Главным произведением Позье считают большую императорскую корону, которую он вместе с Георгом Фридрихом Экартом сделал для коронации Екатерины II, и которой с тех пор короновались все российские монархи.
Известно, что в мастерской Позье изготавливались самые разнообразные предметы. В том числе, знаменитые букеты из драгоценных камней, броши, эгреты, пряжки-аграфы, серьги, табакерки и мушечницы (коробочки для хранения мушек – маленьких фигурных кусочков ткани или бумаги, которыми дамы XVIII столетия дополняли свой образ). Изделия эти
славились особой выразительностью, которая достигалась благодаря тому, что под прозрачные камни ювелир подкладывал окрашенную фольгу, усиливавшую их свечение.
До нашего времени дошло мало работ Позье, в музейных собраниях они редки. Однако в Эрмитаже хранятся три ювелирных букета, созданных мастером, а также несколько табакерок и мушечниц.
В том числе, пять предметов, которые будут отреставрированы в 2024 году:
табакерка с рубинами – коробочка фигурной формы, покрытая чеканкой и орнаментами из бриллиантов и рубинов;
табакерка с корзиной цветов, декорированная чеканными орнаментами, на крышке её размещено изображение цветочной корзины из бриллиантов и сапфиров;
табакерка с вензелем императрицы Елизаветы Петровны – один из шедевров ювелирного искусства середины XVIII века – выполненная из чеканного золота и украшенная бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны;
мушечница с двуглавым орлом зелёной эмали и бриллиантовым узором на затворе, где под часть бриллиантов подложена окрашенная фольга;
круглая мушечница, крышка которой декорирована изображением двуглавого орла чёрной эмали и бриллиантовым вензелем Елизаветы Петровны.
Состояние этих изделий не внушает опасений. Однако на всех пяти имеются загрязнения, окислы и следы прежних реставраций, искажающие их внешний вид. Зафиксированы также разрывы и деформация металлического декора, деталей крепления драгоценных камней.
Реставрационные работы начнутся с комплексного исследования экспонатов. Затем будут удалены загрязнения и проведена лазерная очистка. С помощью лазерной сварки специалисты устранят трещины и разрывы, а драгоценные камни заново закрепят. Деформации предполагается исправить лишь частично – там, где это необходимо для сохранности предметов.
Главный принцип научной реставрации: «не навреди». Вмешательство всегда должно быть минимальным, изменения – обратимыми. Ещё один пример тому – восстановление эмали в декоре обеих мушечниц. Оно будет проведено с помощью обратимых композитов.
После завершения реставрации все пять ювелирных изделий займут место на постоянной экспозиции в Галерее драгоценностей Государственного Эрмитажа.
Реставрационные работы проводят специалисты Лаборатории научной реставрации драгоценных и археологических металлов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.
Руководители проекта – Игорь Карлович Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов, и Ольга Григорьевна Костюк, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства.
Фото hermitagemuseum.org/Государственный Эрмитаж