На этой неделе стало известно о возвращении программы кэшбэка на туристические услуги по России. В индустрии эту новость восприняли с энтузиазмом — у акции, которая смогла всего за неделю (впервые прошла с 21 по 28 августа) заметно стимулировать спрос на отдых внутри страны, появился шанс полностью реализовать свой потенциал.
Подробнее о том, с какими изменениями возвращается программа и что это даст рынку, — читайте в материале «Известий».
Продолжение следует
Заместитель председателя правительства Дмитрий Чернышенко на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным 9 сентября предложил продлить до конца года действие программы кэшбэка за туры по России. Чернышенко отметил, что программу необходимо доработать с учетом предложений граждан и турбизнеса. Владимир Путин, в свою очередь, одобрил предложения зампреда правительства.
После совещания у президента руководитель Ростуризма Зарина Догузова заявила, что вскоре будут скорректированы условия программы. Так, окно продаж будет значительно дольше, минимальное количество ночей в туре сократится до двух, это позволит включить в программу короткие поездки на выходные. Соответственно будет снижена и минимальная стоимость тура или проживания, необходимая для возврата средств. Готовится также целый ряд технологических доработок для удобства туристов и турбизнеса. В ведомстве уточнили, что даты старта второго этапа программы и итоговые корректировки будут обозначены в ближайшее время.
Сопутствует успех
«Решение президента России о продолжении программы туристического кэшбэка, безусловно, обрадовало весь туррынок. За неделю действия акции мы уже смогли убедиться в ее эффективности. Да, получить от программы значимых результатов не удалось: было использовано менее 2% от выделенных под программу 15 млрд рублей. Но это был первый в истории российского туризма опыт субсидирования непосредственно туристов, и он оказался более чем удачным. С учетом внесенных корректировок мы улучшим показатели», — говорит вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.
Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», согласен с коллегой: программа еще проявит себя, ведь ее потенциал огромен.
Эксперт рассказывает, что критики не устают кидать упреки в адрес Дмитрия Чернышенко, который на старте программы полагал, что ей воспользуются порядка 3 млн человек. На деле цифры оказались скромнее — порядка 50 тыс. туристов. «Я скажу так: не ошибается тот, кто ничего не делает. Это был пилотный проект, и говорить о том, что он не удался, по меньшей мере некорректно. Более того, нет ни одной рекламной кампании, которая смогла бы гарантировать стопроцентный успех. Ясно одно, программа кэшбэка — это не просто маркетинговый эксперимент, это гениальный эксперимент. И лично мы уже ощутили его плодотворное влияние», — говорит Ромашкин. Доход с туров, проданных по программе кэшбэка, в компании «Дельфин» составил 2 млн рублей. «За неделю мы получили столько, сколько не получали по господдержке с начала года», — рассказал Ромашкин.
Эксперт уверен, что продление акции принесет еще большие доходы, и приводит пример Японии. Там подобную акцию запустили в середине лета. За месяц программой воспользовались 2 млн туристов.
Зафиксировал хорошие объемы продаж туров в своей компании во время действия акции кэшбэка и Илья Уманский, генеральный директор национального туроператора АЛЕАН, руководитель комитета по внутреннему туризму РСТ. По словам эксперта, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на туры по России увеличился на 73%.
Акция помогла отрасли перезапуститься в самые короткие сроки: люди довольно быстро приняли решение о поездке, купили туры и уже вернули кэшбэк. Также программа, по словам Уманского, позволила осознать ценность и ресурсы операторов внутреннего туризма, которые предложили массу готовых и интересных программ на любой вкус и кошелек.
«Помимо очевидных бонусов (роста интереса и числа покупок), мы зафиксировали перераспределение спроса. Традиционно в топе предпочтений туристов были пляжные курорты Черного моря летом и санатории Кавминвод и Подмосковья — в бархатный сезон. Сейчас же туристы готовы рассматривать и немассовые направления, открывать для себя новые форматы отдыха — активный, гастрономический, экскурсионный. Но надо понимать, что покупка туров по кэшбэку — это не замена основного отпуска, а возможность съездить в другой регион и существенно при этом сэкономить. Мы увидели повышенный интерес к Алтаю, Калининградской области, Башкирии, санаториям средней полосы России. В некоторые из этих мест раньше ездили только жители домашних или соседних регионов», — рассказал Уманский.
Называет действенной программу кэшбэка и Андрей Ермак, министр по культуре и туризму Калининградской области: «одна из лучших мер поддержки, которая когда-либо существовала за всю историю туротрасли».
Президент ассоциации «Санатории Татарстана» Евгений Терентьев, в свою очередь, отметил, что программа кэшбэка, помимо стимуляции спроса, помогла выявить и ряд проблем, на которые раньше в регионах не обращали внимание. «Несмотря на волну критики в адрес программы, считаю ее весьма успешной. За восемь дней действия акции удалось выявить множество проблем у всех участников туристского рынка, которые копились годами. Не все их замечали или не обращали внимание. Это логистика, реклама, маркетинг, отсутствие современных IT-решений, неподготовленность персонала и просто неверие в то, что государство действительно пойдет на такой беспрецедентный шаг по поддержке отечественного турбизнеса», — заявил Терентьев.
Другое дело
Продление программы кэшбэка с внесением в нее корректировок станет реальной поддержкой туротрасли, практически единодушно считают наблюдатели. «Мы, как и многие российские регионы, поддерживали и будем поддерживать эту беспрецедентную практику. Мы готовы вкладываться в продвижение своих программ на региональном уровне, проводить рекламную кампанию. Мы приложим со своей стороны максимум усилий, только бы программа работала и была доступна для более широкого круга потребителей», — заявила Мария Трофимова, директор Агентства туризма и продвижения Тюменской области.
Озвученные Зариной Догузовой новые условия программы кэшбэка эксперты называют действенными и не сомневаются, что в случае их окончательного принятия объемы продаж по акции многократно увеличатся.
«Комитет по внутреннему туризму РСТ сформировал ряд предложений, которые могли бы сделать эту акцию гораздо эффективнее. Например, расширить временной интервал акции до 15–20 дней. В туризме другое потребительское поведение — людям сложно принимать решение в такие сжатые сроки. Также акцию было бы хорошо масштабировать на отдельные виды туризма, которые требуют особого внимания и поддержки: детский туризм, санаторно-курортное лечение. Кроме того, проект можно было бы развить и в направлении раннего бронирования, когда туристы смогли бы получить дополнительные скидки, а также включить новогодние даты», — рассказал Илья Уманский.
Уменьшение минимального количества дней в туре и распространение акции на популярный сегмент сити-брейков и туров выходного дня было одним из ключевых предложений всех участников рынка. «В этом случае под акцию подпадут туры выходного дня, которые пользуются огромным спросом в межсезонье и популярны у жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Короткая поездка обходится значительно дешевле, тем более с кэшбэком, а значит, туристы смогут выехать куда-то несколько раз за год и тем самым лучше узнать свою страну», — говорит Уманский.
Андрей Ермак не сомневается: сокращение минимального количества ночей для получения кэшбэка, позволит заметно увеличить турпоток в регион в межсезонье. «Калининград — один из лидеров среди регионов, идеально подходящих для путешествия в формате «мини». Для нас это серьезная мера поддержки».
Кирилл Соколов, директор Лиги туроператоров Санкт-Петербурга, напоминает, что один экскурсионный день стоит в среднем 3–5 тыс. рублей. Соответственно, уменьшая минимальное количество ночей, нужно корректировать и нижнюю границу стоимости тура, необходимой для возврата средств, — с 25 тыс. до 10–15 тыс. рублей.
Соколов также отметил, что нужно разрешить покупать туры на весну следующего года. «Есть смысл повторить акцию прямо в сентябре, а затем в декабре с заездами на январь–март. Новый год и Рождество — вторые по популярности после летних месяцев периоды в течение года.
Пиарить и упрощать
Саму акцию, исходя из опыта первого этапа программы, нужно анонсировать заранее. Тогда туристы смогут запланировать отпуск, а участники программы — подготовиться к ней. «В Крыму всего успело зарегистрироваться чуть более 70 объектов при официально работающих в этом сезоне 1092 средствах размещения. Это говорит о том, что большинство просто не успели зарегистрироваться, а многие даже и не знали про эту акцию», — рассказал председатель Профсоюза работников туриндустрии Республики Крым Сергей Клименко.
«Да, согласен, необходимо больше информационного сопровождения этому проекту, должна быть специальная рекламная кампания», — считает Андрей Ермак.
Работу по популяризации, по мнению Кирилла Соколова, необходимо провести и с картой «Мир», организовать ей рекламную кампанию. Помимо этого, нужно упростить ее получение. Например, дать возможность оформления виртуальной карты.
«На мой взгляд, необходимо также пересмотреть правило, работающее в первой версии программы: одна поездка — одна карта. Не исключено, что туристы захотят воспользоваться акцией несколько раз, и такие правила их явно не устроят», — говорит Сергей Ромашкин.
Подлежит корректировке, по мнению эксперта, и правило, согласно которому тур, участвующий в программе, обязательно должен включать перевозку (любой вид транспорта).
«На отдых в Подмосковье туристы добираются самостоятельно. А взять, например, Крым. Порядка 65% от общего турпотока на полуостров добираются самостоятельно. Таким образом, это условие сокращает объем потенциальных участников акции в три раза», — говорит Ромашкин.