Представители туристической розницы поделились с «Вестником АТОР» информацией о динамике своих продаж в 2022 году. Поводом к редакционному запросу послужили данные Правительства Москвы о росте оборотов столичных турагентств за 5 месяцев текущего года по сравнению с показателями аналогичного периода 2021 года.
Обороты столичных турагентств за пять месяцев этого года на треть превысили показатели аналогичного периода прошлого года, сообщил в конце прошлой недели министр Правительства Москвы, руководитель городского Департамента экономической политики и развития Кирилл Пуртов.
По словам г-на Пуртова, обороты московских турагентств за январь – май 2022 года превысили 197,3 млрд рублей, что больше прошлогодних показателей на 29,4%. А количество чеков, по его данным, стало больше на 34,7%.
В федеральной сети турагентств «1001 тур» в целом подтверждают данные московского правительства.
Как сообщили представители этой сети турагентств, у которой много офисов именно в Москве, количество туристов (соотносится с количеством чеков) действительно выросло почти на четверть.
Но так как речь идет о сравнении периодов «январь – май» в 2021 и 2022 году увеличение количества туристов объяснимо, прежде всего, низкой базой 2021 года, поясняют эксперты.
Напомним, что зимой 2021 года туристы могли летать из-за ковидных ограничений в очень небольшое количество стран, а вторую половину апреля и май для туристов было недоступно (опять же из-за ковида) самое массовое направление – Турция. В 2022 году ситуация была куда лучше: зимой массово летали чартеры и в Египет, и на Карибы, а в апреле и особенно мае росла перевозка в Турцию.
«Наши обороты выросли значительно – но не за счет роста количества туристов, а именно за счет увеличения среднего чека тура, в том числе по самому массовому направлению – Турции», – подчеркивают в «1001 тур».
Другие опрошенные представители туристической розницы подтверждают: все дело в том, что вырос средний чек.
«Рост оборотов мы связываем не с увеличением количества туристов, а с подорожанием туров. Средний чек на человека за недельную поездку в Турцию в этом году достигает порядка 100 – 150 тыс. р., тогда как летом 2021 года эта сумма составляла 70 – 90 тыс. р. Я говорю о Турции, потому что сейчас на нее приходится порядка 90% наших продаж. Россию в наших турагентствах покупают не так активно, а страны, куда нужно добираться с пересадками, привлекают совсем незначительное количество российских путешественников», – говорит Георгий Погосов, управляющий директор сети турагентств «Марселина Трэвел».
«Рост оборотов – не свидетельство роста турпотока. Он происходит из-за увеличения среднего чека на выездных направлениях. Многие туристы не отказались от своих планов, что с учетом выросших цен на турпакеты в ту же Турцию дает общую картину, демонстрирующую «рост оборотов», – резюмирует генеральный директор крупного турагентства из Москвы, пожелавшая остаться неназванной.
Подтверждает все эти наблюдения и генеральный директор сети турагентств «Розовый Слон» Алексан Мкртчян. Он, впрочем, отмечает, что обороты за первые пять месяцев этого года выросли не слишком сильно и схожи с прошлогодними за аналогичный период. Но тут, возможно, играет роль ассортиментный фактор: около 70% продаж в этой сети – туры по России, а у Турции только 20%.
Эксперт объясняет цифры московского правительства так: «Начался 2022 год неплохо, в марте был провал, но в мае ситуация начала выравниваться. Но в 2021 году обороты заметно сдали в апреле, когда закрыли Турцию и весь май, начало высокого сезона, ее не было. Возможно, поэтому в общей статистике и виден рост».
При этом все опрошенные представители туристической розницы подчеркивают: речь об оборотах, а не о доходах турагентств. Расходы туррозницы также выросли значительно, поэтому особого роста доходности и прибыльности в отрасли не отмечается.
Александра Полянская
Фото: moskvichi.net