Лишь две революции в мировой истории получили наименование Великих: Великая Французская революция 1789-1794 годов и Великая Российская революция 1917 года.
Они решающим образом изменили пути исторического развития всей Европы, оказав громадное влияние также и на ход мировой истории.
Одним из важнейших аспектов этого влияния является изменение отношения к культурному и историческому наследию. Общество переживает этап радикальной переработки прошлого, сопровождающийся крайне избирательным отношением к истории и культуре предшествующих эпох. Значительная часть дореволюционного культурно-исторического наследия подвергается уничтожению.
В то же время революции несут громадный позитивный заряд. Они становятся толчком для возникновения и развития нового пласта наследия: создаются памятники новой эпохи, организуются музеи, возникает и упрочивается система государственной охраны памятников, складываются новые направления в искусстве, литературе и архитектуре.
Программа «Революция и наследие/наследие революции» включает в себя серию круглых столов с участием российских и зарубежных специалистов, открытых лекций, выставку на основе архивных фотографий КГИОП в выставочном зале РОСФОТО, проведение тематических экскурсий и др.
Соорганизаторами программы являются Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), Российское отделение международной рабочей группы по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства современного движения (ДОКОМОМО), Французский институт в Санкт-Петербурге, Союз Архитекторов Санкт-Петербурга; информационный партнер – портал «Архи.ру»
КГИОП не планирует больше брать под государственную охрану объекты конструктивизма.
Об этом заявил председатель КГИОП Сергей Макаров, сообщив, что вопросы реставрации и использования этого наследия, рожденного Великой русской революцией, будут обсуждать в рамках Международного культурного форума, который состоится на этой неделе. По данным историка архитектуры Бориса Кирикова (зам. председателя КГИОП в 1996-2006-м гг.) в Петербурге насчитывается около 200 объектов той эпохи, 80 из которых признаны памятниками, причем их львиная доля была взята под охрану во второй половине 1990-х. Кое-что ценное, правда, утрачено, в частности Крестовский жилмассив. По убеждению Бориса Кирикова, «где-нибудь в Роттердаме» этот ансамбль непременно признали бы памятником. «В составе этого жилмассива был дом «Тахитектон» – такая «кишка» длиной 207 м. Его построили за 40 дней (!) методом передвижной опалубки, – рассказывает исследователь. – Представители Комитета по строительству посмотрели: «Ну и гадость!» Решили из 207 метров оставить 50, а потом и полностью снесли. А ведь это памятник технологиям молодого пролетарского государства!»
Кстати, именно архитектура авангарда считается главным вкладом России в историю мирового зодчества, а творческие эксперименты конструктивизма – предшественниками постмодернизма. Как утверждают в КГИОП, главные шедевры 1920-1930-х состоят на государственной охране, правда, реставрировать их и приспосабливать к реалиям сегодняшнего дня – непросто.
Решетку Собственного сада Зимнего дворца не будут возвращать на родное место.
Об этом сообщил председатель КГИОП Сергей Макаров: «Это самостоятельный памятник: ограда Сада памяти жертв 9-го января со своим адресом на проспекте Стачек». Специалисты КГИОП уверены, что в перемещении нет никакого смысла, поскольку ограда исказит сложившийся облик Дворцовой площади и вид с нее на Стрелку Васильевского острова. К тому же эта решетка когда-то располагалась на высоком парапете, появление которого в этой части Петербурга немыслимо. Историк архитектуры Борис Кириков (зам. председателя КГИОП в 1996-2006-м) напомнил, что ограда появилась у Собственного сада в 1901-м из соображений безопасности и простояла там до 1922-го: «Это небольшой отрезок времени по сравнению с тем, что она провела у площади Стачек». Впрочем, даже сад у Зимнего дворца, появившийся в 1896-м, по мнению Бориса Кирикова, лишний: «Прежде там была Разводная площадь – часть величественного ансамбля перетекающих друг в друга приневских площадей».
Кстати, решетка Собственного сада – один из немногих примеров перемещения памятников в Петербурге-Петрограде. По словам Сергея Макарова, пока разговоры о возможном переносе исторических зданий в случае необходимости (например, ради прокладки новой автомобильной трассы) – чисто теоретические.
Фото vittasim.livejournal.com