С чем это связано и какая ситуация в компаниях сейчас.
Замминистра транспорта Игорь Чалик поручил Росавиации и Ространснадзору организовать проверки 35 ведущих авиакомпаний России, выполняющих коммерческие перевозки. Это следует из протокола с совещания по вопросу совершенствования безопасности полетов гражданской авиации в стране (есть у «Известий»). Проверки перевозчиков уже начались: в августе Росавиация проинспектировала около десяти авиакомпаний, а в сентябре планирует провести контрольные мероприятия в более чем 15, сообщил источник, близкий к Минтрансу. Проверки обусловлены произошедшей в начале июля катастрофой самолета Ан-26 на Камчатке, в которой погибло 28 человек, сказал собеседник «Известий» в одном из перевозчиков. Опрошенные «Известиями» авиакомпании сообщили об улучшении уровня безопасности полетов в этом году. Эксперты же указывают на то, что усиление контроля не повысит уровень безопасности полетов, и предлагают сосредоточиться на превентивных мерах по управлению безопасностью.
В конце июля замминистра транспорта Игорь Чалик (экс-летный директор «Аэрофлота») поручил главам Росавиации и Ространснадзора Александру Нерадько и Виктору Басаргину организовать проверки 35 ведущих авиакомпаний России, осуществляющих коммерческие перевозки. Это следует из протокола с совещания под председательством министра транспорта Виталия Савельева, которое было посвящено вопросу совершенствования безопасности полетов гражданской авиации России (есть у «Известий»). Также федеральному агентству и службе по надзору в сфере транспорта поручено проверить их территориальные органы.
На совещании 23 июля обсуждался комплекс первоочередных мероприятий, направленных на совершенствование системы управления безопасностью полетов в России, следует из протокола. По его результатам Росавиации и Ространснадзору поручено также усилить административную ответственность за нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов и выполнения полетов. Другие поручения связаны с организацией летной работы, подготовкой пилотов и их проверками, присвоением классов квалификации членов летных экипажей и другими вопросами.
Согласно протоколу с совещания, Росавиация и Ространснадзор должны были предоставить в Минтранс планы-графики проверок авиакомпаний до 6 августа. В Росавиации сказали «Известиям», что документ составлен, направлен в Минтранс и выполняется. Необходимость проведения контрольных мероприятий связана с оценкой соблюдения обязательных требований в области гражданской авиации, сказали «Известиям» в Ространснадзоре. Там добавили, что если по результатам проверок найдут нарушения воздушного законодательства, будут приняты необходимые меры инспекторского и административного реагирования.
Проверки связаны с катастрофой пассажирского самолета Ан-26 на Камчатке, которая произошла 6 июля, утверждает источник «Известий» в одной из российских авиакомпаний. На борту воздушного судна «Камчатского авиапредприятия» находились шесть членов экипажа и 22 пассажира, все они погибли после того, как заходивший на посадку самолет врезался в отвесный скалистый берег на удалении 3,6 км от аэродрома Палана. По словам собеседника «Известий», в промежуточном отчете расследователя — Межгосударственного авиационного комитета — в качестве причины указан человеческий фактор.
Основное содержание контрольных мероприятий Росавиации и Ространснадзора касается проверки соблюдения авиакомпаниями федеральных авиационных правил в области подготовки, переподготовки, работы летного экипажа — всё, что может повлиять на безопасность с точки зрения человеческого фактора, пояснил источник «Известий» в одной из авиакомпаний. Контрольные мероприятия двух органов во многом дублируются, добавил собеседник в другом перевозчике.
Основной показатель уровня безопасности полетов в том числе российских авиакомпаний — коэффициент SAFA (safa ratio), введенный Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Он рассчитывается на основании перронных проверок воздушных судов российских эксплуатантов в аэропортах государств — участников программы SAFA для оценки их соответствия применимым стандартам безопасности.
В 2020 году по всем российским эксплуатантам коэффициент составил 0,54 при пороговом значении в две единицы и выше, при котором предусматривается принятие уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующих профилактических мер, следует из доклада о работе Росавиации за прошлый год. Там сказано, что проверки агентства положительно сказываются на коэффициент SAFA: инспекторами Росавиации и ее территориальных органов проведено в 2020 году 442 проверки воздушных судов российских эксплуатантов на перроне, по результатам которых было выявлено 234 замечания и 88 несоответствий. При этом по итогам прошлого года ни одна российская авиакомпания не рассматривалась для включения в так называемый «черный список» ненадежных перевозчиков, устанавливающий ограничение на выполнение полетов в аэропорты государств — участников программы SAFA, отмечено в отчете.
В опрошенных «Известиями» авиакомпаниях заявили о повышении уровня безопасности полетов в этом году.
— Для оценки безопасности полетов в «Аэрофлоте» и дочерних авиакомпаниях применяется комплексный интегральный показатель — уровень безопасности полетов. Показатель разработан на основе вероятностей возникновения особых ситуаций полете. Его расчет производится по специальной формуле на основе статистики авиационных событий с воздушным судном. При этом оценка той или иной ситуации требует индивидуального экспертного подхода к анализу каждого события путем принятия взвешенного решения с учетом многофакторности, — сказал «Известиям» официальный представитель авиакомпании Михаил Демин.
Источник «Известий» в группе «Аэрофлот» сообщил, что на 31 августа значение уровня безопасности полетов у авиакомпании составило 99,97%, что соответствует высокому уровню. По его словам, в прошлом году показатель был на уровне 99,965%. Оба значения находятся выше заданного советом директоров «Аэрофлота» — 99,957%, заключил он.
В S7 Airlines заявили «Известиям», что количество зафиксированных инцидентов на конец августа сократилось по сравнению с прошлым годом на фоне существенного увеличения выполняемых рейсов. У авиакомпании рейтинг инспекций SAFA составляет 0,03, добавил представитель перевозчика. У Smartavia этот коэффициент равняется 0,38, указали там.
Вопреки всем вызовам пандемии «Уральским авиалиниям» удалось сохранить приемлемый уровень безопасности как при резком провале объемов перевозок в период локдауна, так и при возвращении интенсивности полетов в текущем году, сказала «Известиям» пресс-секретарь компании Вера Гасникова. По ее словам, по итогам полугодия воздушные суда авиакомпании налетали в два раза больше летных часов в сравнении с 2020-м, что на 12% меньше, чем в 2019-м.
— Количество авиационных событий на 1 тыс. часов налета в текущем году осталось как на уровне прошлого года, так и на уровне среднего значения пяти лет, а число авиаинцидентов — ниже среднего пятилетнего значения на 7,7%. Комплексный показатель безопасности полетов находится в зоне «высокий уровень», — пояснила она.
Показатель безопасности полетов у Red Wings находится на постоянно высоком уровне — как по оценкам EASA, так и по рекомендуемым Росавиацией методикам расчета, которые учитывают серьезность авиационных событий, сказали в компании. Там добавили, что перевозчик успешно проходит проверки регулятора и надзорных органов.
В других авиакомпаниях и Минтрансе на запрос «Известий» не ответили.
Нынешняя ситуация показывает неплохой уровень безопасности полетов в коммерческих авиакомпаниях страны, сказал директор по исследованиям и разработкам Infomost Алексей Синицкий. По его словам, различные проверки, которые проводятся в компаниях, безусловно, полезны. Но, по мнению эксперта, хорошо было бы действовать в духе приложения 19 конвенции Международной организации гражданской авиации (ICAO), которая сосредоточена именно на превентивных мерах по управлению безопасностью полетов, а не на реагировании на уже произошедшие отдельные катастрофы и инциденты. Именно такая работа может действительно повышать уровень безопасности полетов, а не распоряжение о том, что необходимо усилить контроль и ужесточить ответственность, заметил эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков