В четверг, 13 мая, Росавиация обозначила свою позицию в споре назначенных и всех остальных перевозчиков на популярных туристических направлениях. Однозначный приоритет отдали тем, кто выполняет регулярные рейсы. «В первую очередь учитываются интересы назначенных перевозчиков. Что касается Ларнаки, то это авиакомпания «Аэрофлот», Бургаса и Варны – «Сибирь», Крита – «Аэрофлот» и «Трансаэро», – заявил на пресс-конференции Олег Клим, заместитель руководителя Росавиации. – У этих авиакомпаний есть заявленное регулярное расписание, но если они не смогут удовлетворить спрос, то тогда в соответствии с нашими правилами и законодательством будет выдано разрешение другим авиаперевозчикам, но будут критерии отбора». Такой подход чиновники обосновали экономическими убытками (мол, регулярные перевозчики летают круглый год, а чартеры приходят на лето и снимают сливки) и безопасностью и заботой о пассажирах (у крупных авиакомпаний жестче контроль, есть резервные борта и проч.). «Для туристического рынка важно понять, что больше непрогнозируемой выдачи разрешений на чартерные перевозки не будет», – категорично подчеркнул Александр Нерадько, глава Росавиации. Четкого ответа на вопрос, когда же наконец станет известно, кто из «неназначенцев» все-таки получит разрешения на полеты на Крит, не последовало. Олег Клим, однако, заметил, что в ведомстве составлены прогнозы по предполагаемым объемам на популярных маршрутах и сейчас просчитывается, какую емкость могут обеспечить регулярные перевозчики. Окончательный вердикт, вероятно, будет вынесен в конце мая. Сейчас, напомним, ряд авиакомпаний летает по упомянутым направлениям по разовым разрешениям, выданным на месяц. Что до туроператоров, заключивших договоры с теми авиакомпаниями, которые, возможно, допуска не получат, то чиновники предлагают им самостоятельно выпутываться из ситуации. Дескать, нечего было заключать договоры и продавать туры, не имея разрешений. «Пусть туроператоры и авиакомпании сами разбираются с теми, кому продана перевозка», – отрезал Владимир Тасун, директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса. Потом, впрочем, смягчился и добавил, что нужно всем вместе искать компромиссы, чтобы пассажирам не пришлось доплачивать за перелет на рейсе регулярных авиакомпаний. Интересно, что присутствовавший на мероприятии руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин Росавиацию поддержал: «Попали в неловкую ситуацию те, кто вовремя не озаботился соблюдением существующих норм и начал продавать несуществующую перевозку», – заметил он. Игроки рынка признаются, что уже устали от неразберихи, которая сопровождает рынок туристической перевозки последние два месяца. «Если бы все это происходило в январе, я, возможно, и согласился бы с позицией Росавиации, которая хочет навести порядок на чартерном рынке, – признался Сергей Бураков, начальник отдела авиаперевозки «Невы». – Сейчас же ситуация пугает своей недосказанностью – до сих пор нет четкого ответа, кто, куда и как будет летать. Без конца проходят совещания, при этом мнение туроператоров вообще никого не интересует». А Сергей Смирнов, директор по транспорту TT-ВКО, надеется, что вопрос все-таки благополучно разрешится: «Уже сейчас на московском рынке огромный дефицит перевозки, особенно что касается вылетов в пятницу, субботу и воскресенье. Назначенные перевозчики не смогут удовлетворить существующий на рынке спрос, поэтому те авиакомпании, которые подали заявки, скорее всего, тоже полетят».