Туристические поездки на космодромы — новая область бизнеса, которой заинтересовалось руководство «Роскосмоса», недавно преобразованного из федерального органа власти в госкорпорацию.
Интерес к посещениям таких мест, как Байконур, а в перспективе и «Восточный», будет возрастать, считают эксперты туристической индустрии. Но без инвестиций в развитие инфраструктуры развивать это направление проблематично — при том, что в случае с «Восточным» речь идет не только гостиницах, но о создании всего с нуля.
— Будет разработана специальная система, которая позволит сделать туристическое направление более цивилизованным, — говорит официальный представитель «Роскосмоса» Игорь Буренков. — Сама госкорпорация не будет заниматься обслуживанием туристов, но необходимые инфраструктурные изменения она, безусловно, сделает. А далее в прозрачном режиме будет осуществляться отбор операторов, которые уже непосредственно и возьмутся за создание продукта и обслуживание туристов.
Поехать туристом на Байконур можно и сейчас. Но это довольно дорого: skyandspacetravel.com, к примеру, предлагает гражданам Великобритании отправиться в недельный тур на космодром с осмотром всех достопримечательностей и наблюдением старта за 325 тыс. рублей, не считая перелета из Лондона в Москву.
— Сейчас экскурсии на космодромы есть, они организуются не системно, а в разовом порядке по договорам с предприятиями, задействованными в обслуживании пусков, — поясняет Буренков.
Масштабировать задачу по привлечению туристов на космодромы мешают инфраструктурные возможности: на Байконуре есть две гостиницы, куда можно поместить иностранного туриста, готового платить тысячи долларов за поездку. И в дни пилотируемых стартов — самых привлекательных с точки зрения туристов событий — они и так забиты под завязку.
В случае крайней необходимости можно обратить внимание на ведомственный потенциал «койко-мест» на космодроме: у Центра Хруничева, Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ФГУП ЦЭНКИ, обслуживает космодромы) и других крупных компаний есть на Байконуре свои общежития и гостиницы.
Крайняя необходимость может наступить уже в 2017 году.
— В Астане через два года пройдет «Экспо-2017», ожидается два-три миллиона гостей более чем из ста стран, — говорит Ранохон Джураева, и.о. гендиректора ЦЭНКИ. — Есть стимул выстроить систему и реализовать имеющийся потенциал на должном уровне. На сегодняшний день руководству ЦЭНКИ поручено изучить возможности и сформировать предложение для операторов по Байконуру. Мы свои планы обсуждаем с казахстанской стороной, очень важно взаимопонимание и взаимодействие. Когда будем готовы, выйдем на переговоры с ведущими туристическими компаниями и будем работать вместе по максимально прозрачным и удобным для бизнеса правилам.
Важность развития туризма отмечал во время недавнего визита на космодром «Восточный» премьер-министр Дмитрий Медведев, отметивший причину высокого спроса: «потому что люди хотят видеть процесс запуска космических кораблей».
На «Восточном» сейчас все силы строителей направлены на то, чтобы успеть к декабрю построить и оснастить стартовый стол. Тема жилищной инфраструктуры там пока на втором плане.
— По «Восточному» ситуация, с одной стороны, проще, ведь это российская территория и российский гражданский космодром, — говорит Джураева. — С другой стороны — сложнее, потому что космодром еще не введен в эксплуатацию. Туристам нужна хорошая транспортная логистика и готовая инфраструктура. Как только все это будет сделано, мы будем готовы обеспечить прием туристов и там.
По мнению совладельца одной из сетевых туристических компаний, который ранее вел переговоры с «Роскосмосом», познаватальный туризм сейчас на подъеме, и такие объекты, как космодромы, могут стать хорошими точками роста внутреннего туризма.
— Мы видим возрастающий интерес к посещению труднодоступных мест с богатой историей, — говорит совладелец туристического бизнеса. — Тот же Чернобыль за последние пару лет посетили сотни тысяч людей. Байконур при должной подаче продукта может стать Меккой советской истории, у него потенциал огромный. Его предел измеряется только возможностями самого Байконура, там нужно заниматься гостиничным фондом.
Помимо посещений космодромов с 2018 года «Роскосмос» планирует вплотную заняться космическим туризмом и таким образом компенсировать потерю контракта с NASA на доставку астронавтов к Международной космической станции (МКС). «Компенсировать падение спроса на пилотируемые транспортные корабли типа «Союз» после 2018 года предполагается за счет возобновления кратковременных экспедиций на российский сегмент МКС на коммерческой основе», — говорится в отчете за IV квартал 2014 года ОАО «РКК «Энергия» — головной организации Роскосмоса в сфере пилотируемой космонавтики.
Сегодня вакантные места третьего члена экипажа на кораблях «Союз» выкупает NASA: по завершении программы Space Shuttle в 2011 году у американцев не осталось действующих космических кораблей, и они используют «Союзы». Доставка астронавта на МКС, а затем обратно на Землю стоит $76 млн.