Резко возросшее число страховых случаев, в том числе, сложных и трагических, вызывающих большой общественный резонанс, заставило компанию РОСНО пересмотреть свой портфель и подходы к выбору партнеров-туроператоров. Как сказано в сообщении компании, начиная с 2009 года, она начала диверсифицировать портфель и сокращать число туроператоров, с которыми работала по наиболее популярным туристическим направлениям. В первую очередь, это касалось Турции. Причиной послужили сильный демпинг туроператоров по стоимости турпакета, и, как следствие – требование неадекватно минимальных тарифов и минимальных покрытий по страхованию медицинских и медикотранспортных расходов. В результате, компания сознательно отказалась от сотрудничества с операторами, которые ставили страховщику подобные условия. Итогом планомерной «чистки» стало снижение убыточности в страховании выезжающих за рубеж почти на 20% при увеличении объемов сборов на 16% (в 2011 году собранная премия составила 446 млн. рублей). Выплаты по страховым случаям в 2011 году сократились до 180 млн. рублей (в 2010 они составляли почти 218 млн. рублей, а в 2009 – 290 млн. руб.).
Всего в 2011 году количество застрахованных в РОСНО по полисам выезжающих за рубеж составило 1770,8 тыс. человек, в то время как в 2010 году их было на 11% больше – 1991,4 тыс., а в 2009 – 2414,5 тыс.
По данным РОСНО, топ-10 стран, лидирующих по выплатам, в 2011 году, претерпел довольно сильные изменения по сравнению с 2010 годом. В частности, с 10-й на 6-ю строчку переместилась Россия, которую наши туристы выбирали в качестве альтернативы отдыху в Египте и Тунисе. Египет вообще выбыл из десятки лидеров по числу страховых случаев, хотя в 2010 году он занимал вторую позицию сразу после Турции. На Турцию и в 2011 приходится самое большое количество страховых случаев и, соответственно, объем выплат.
Отличительной чертой 2011 года в компании РОСНО называют также рекордное число резонансных страховых случаев с россиянами за границей, которые вызвали всплеск общественного внимания, получили большую огласку в СМИ и заставили на разных уровнях говорить о необходимости изменений в системе страхования путешественников.
По словам директора департамента страхования путешественников компании «Альянс» (до 13 декабря 2011 г. – РОСНО) Светланы Шваб, драматические истории – массовое отравление россиян некачественным алкоголем в турецком Бодруме или страшная автокатастрофа в конце мая 2010 года, когда экскурсионный автобус в Турции упал с моста в реку, в результате чего погибли 12 и тяжело пострадали 25 человек – показали, что для покрытия сложных случаев, требующих длительного пребывания в стационаре, дорогостоящих операций, медицинских эвакуаций на родину, минимальной страховой суммы в $15 тыс. не хватает.
В частности, для экстренной эвакуации из Бодрума в Анталийский государственный университет двух россиянок, находившихся в тяжелейшем состоянии, и еще 10 отравившихся контрафактным алкоголем, понадобились активная поддержка Минздрава Турции и предоставление самолетов. Туристы, пострадавшие в автокатастрофе 25 мая 2010 года в районе Аксу, имели, в дополнение к страхованию медицинских и медикотранспортных расходов, еще и страхование расходов на оказание юридической помощи. Это позволило турецким партнерам нашего провайдера юридических услуг добиться от турецкой страховой компании получения компенсаций. Общая сумма, которую получили родственники погибших и пострадавшие туристы, на сегодня составила около $1935 тыс.). Ведется работа по получению компенсаций для других пострадавших. Помощь в таких ситуациях оказывает и российское государство, предоставляя самолеты санитарной авиации для отправки пострадавших на родину.
Резонансные страховые случаи заставили подключиться к наболевшей теме заинтересованные ведомства и организации, такие как ВСС, Ростуризм и Общественная палата РФ, Министерство финансов. В РОСНО считают, что внесенные членами ВСС поправки в законодательство об основах туристской деятельности (речь идет о проекте стандартных правил страхования) способны обеспечить страховую защиту наших граждан за рубежом на новом качественном уровне, соответствующем международному опыту.