В связи с появлением 22 января 2016 года на сайте информационного агентства Рамблер (Rambler News Service, RNS) не соответствующей действительности публикации под заголовком «Роспотребнадзор запретил скидки на гостиничные номера для молодоженов и в день рождения» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на нижеследующее.
Подобное утверждение является следствием явно ошибочной интерпретации агентством соответствующих положений письма Роспотребнадзора от 11.01.2016 № 01/37-16-29 «О разъяснении отдельных положений Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», которое было подготовлено в ответ на обращение Российской Гостиничной Ассоциации (РГА) и размещено в целях информирования всех заинтересованных представителей отрасли на официальном сайте РГА: http://rha.ru/uploads/files/ОТВЕТ%20РГА%20по%20Правилам.pdf.
В названном письме Роспотребнадзор, как орган, наделенный в силу пункта 6 статьи 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» правом «давать разъяснения по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей», в отношении пункта 6 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 года № 1085 (далее – Правила), разъяснил, что поскольку в отношении гостиничного обслуживания подлежат применению положения о публичных договорах, установленные статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), то цена номера (места в номере) по общему правилу должна быть одинаковой для всех потребителей за исключением случаев, прямо перечисленных в пункте 2 статьи 426 ГК РФ и непосредственно в том же пункте 6 Правил.
Это означает, что исполнители гостиничных услуг при разработке и практической реализации различных маркетинговых стратегий (мероприятий) и акций, направленных на повышение привлекательности предлагаемых услуг, роста на них потребительского спроса и т.д., в целях обеспечения соблюдения вышеназванных требований должны учитывать, что такого рода действия, которые, в частности, могут выражаться в виде предоставления потребителям той или иной категории разного рода преференций, включая скидки и т.п., должны быть изначально адресованы неопределенному кругу лиц (из числа относящихся к соответствующей категории), т.е. не быть заведомо персонифицированными, а информация о соответствующих условиях договора, связанных с ценой и приобретением гостиничных услуг на таких, отличных от общих, условий, должна своевременно доводиться до потребителей в соответствии с требованиями статьи 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Таким образом, разъяснения Роспотребнадзора никоим образом не свидетельствуют о том, что отдельные категории потребителей, которым в сфере гостиничных услуг традиционно предоставлялись «особые» условия проживания (семьи с детьми, молодожены, участники различных бонусных программ и т.п.), с принятием новых Правил были лишены соответствующих преимуществ, устанавливаемых субъектами гостиничной деятельности.